Новости
02 Ноября 2018
15 Апреля 2018

Тестовые вопросы с ответами по охране труда для руководителей и специалистов

15 Апреля 2018

Тесты по охране труда для руководителей и специалистов: вопросы и ответы

Закупки переходят в электронную форму

Главная » Акции | Новости » Новости » Закупки переходят в электронную форму
14 Февраля 2018

В конце 2017 года Президент РФ подписал несколько законов, которые значительно меняют порядок осуществления закупочной деятельности. Причем изменения коснулись как Закона о контрактной системе, так и Закона № 223-ФЗ. Рассмотрим в общих чертах нововведения.

Уже давно велись разговоры о переводе закупок в электронную форму. По мнению экспертов, это даст целый ряд преимуществ, таких как значительное расширение конкуренции в закупках, которое произойдет благодаря снижению издержек потенциальных поставщиков, обеспечение максимальной доступности и прозрачности процедур.

Федеральный закон № 504-ФЗ: госзакупки переведены в электронную форму

Закон № 504-ФЗ внес изменения в Закон о контрактной системе, определив порядок осуществления закупок в электронной форме.

Где будут проводиться закупки?

Законодатели установили, что процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – поставщика) должны осуществляться:

  • на электронной площадке (ЭП) – сайте, соответствующем ряду требований, на котором проводится определение поставщиков конкурентными способами;

  • на специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой производится с использованием защищенных каналов связи для определения поставщиков закрытыми конкурентными способами.

Определено, что в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

  • фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;

  • хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.

В связи с этим новой ст. 5 Закона о контрактной системе регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Какие закупки будут проводиться в электронной форме?

В электронной форме будут проводиться конкурентные процедуры:

1. Электронные процедуры (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений).

2. Закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион).

Но применение электронных форматов не исключает проведение конкурентных закупок в обычной, привычной уже нам форме.

При проведении электронных процедур нельзя будет выделять лоты.

Кроме того, установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, в том числе закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.

Каков порядок проведения электронных процедур?

Законом № 504-ФЗ установлены особенности закупок в электронной форме. При этом детально разъяснен порядок проведения открытого конкурса в электронной форме: определено понятие такого конкурса, уточнены сроки, в которые размещается извещение о проведении закупки (не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок), и его содержание.

Кроме того, регламентировано содержание конкурсной документации и указаны сроки на разъяснение ее положений по запросам участников. Отметим: в отличие от обычного способа проведения конкурса, этот срок увеличен – 2 рабочих дня с даты поступления запроса, а сам запрос о разъяснении положений документации может быть подан не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Не остались без внимания также:

  • порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе;

  • порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок;

  • порядок подачи окончательных предложений о цене контракта;

  • порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;

  • последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

По аналогичной схеме законодатели определили процедуру проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме и двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса котировок в электронной форме и запроса предложений в электронной форме.

Новым § 4.1 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью (УЭП) проект и разместить его на электронной площадке.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем электронной процедуры, и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Обратите внимание: все вышеназванные нововведения вступают в силу с 01.07.2018.

Изменения Закона о контрактной системе, вступившие в силу с 11.01.2018

Некоторые положения Закона № 504-ФЗ уже вступили в силу и о них нужно знать.

1. Возможность заключения контракта в случае отказа от заключения контракта с победителем.

Согласно ч. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик мог отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет обнаружено, что тот не соответствует требованиям Закона о контрактной системе к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия таким требованиям. При этом дальнейшие действия заказчика зависели от вида закупки. Теперь заказчик после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же цену, как победитель закупки, или предложение которого о цене лучшее после условий, предложенных победителем (ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе).

2. Скорректированы правила описания объекта закупки.

Законодатели сократили п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.

3. Обновлены правила рассмотрения жалоб физических лиц.

Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона о контрактной системе обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Если же с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, ее рассмотрение будет осуществляться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона о контрактной системе.

Федеральный закон № 505-ФЗ: закупки стали конкурентными и перешли в электронную форму

Законом № 505-ФЗ скорректированы несколько нормативных актов, в том числе Закон № 223-ФЗ.

Основным новшеством стало введение определения конкурентной закупки. В частности, таковой является закупка с соблюдением одновременно следующих условий:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком:

  • путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

  • либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ, – не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие или окончательных предложениях участников закупки.

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Определены способы проведения конкурентных закупок (см. схему), а также общий порядок их проведения.

Кроме того, введено понятие «неконкурентная закупка» и определено, что способы такой закупки, в том числе закупка у единственного поставщика, устанавливаются положением о закупке.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – появление возможности осуществления конкурентных закупок в электронной форме. Для этого Законом № 505-ФЗ в Закон № 223-ФЗ введены несколько статей, регламентирующих процедуру функционирования электронной площадки для целей закупки и особенности осуществления закупки в электронной форме.

Добавим, что:

1. Расширен перечень правоотношений, которые не регулируются Законом № 223-ФЗ.

Например, этот закон не будет распространяться на закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя бюджетного, автономного учреждения или полномочия собственника имущества ГУП, предоставлено право разработки типового положения о закупке и определении учреждений и ГУП, которые обязаны его использовать при утверждении своего положения.

3Расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС.

В частности, не нужно размещать сведения о закупках:

  • услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

  • связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

  • 4. Изменен перечень отчетов, подготавливаемых заказчиками.

В частности, согласно новой редакции ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком:

  • по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;

  • по результатам закупки у единственного поставщика;

  • с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Подать заявку

+7 (992) 02 29 774

+7 (343) 271 05 15

Аудит Екатеринбург. г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 36, офис 1208

УПЦ Технология г. Екатеринбург, ул. Свердлова, д. 11А, офис 248

E-mail: 87buh@mail.ru

E-mail: tehno515@mail.ru

Обратная связь