Боли в пояснице у гимнастки

Травмы спины в гимнастике – это результат многократных, едва ли не тысячных повторений элементов с травматичной позой приземления и других поз, связанных с ударным взаимодействием с опорой.
В большом потоке занимающихся людей, которые приходят в спортивные залы иногда встречается двигательно – одаренная спортсменка, которая осваивает все упражнения начальной гимнастики очень быстро и легко. На фоне всех остальных детей такая спортсменка прогрессирует в разы быстрее. Уровень начальной гимнастики осваивается такой гимнасткой просто играючи. Не имея возможности уделить такой спортсменке пристальное внимание, потому как остальные дети в группе требуют более тщательной подготовительной работы, так как им не так легко все дается, тренер может не уделять должного внимания мелким погрешностям , которые допускает талантливая спортсменка при освоении квалификационной программы.
Зачастую спортсменка выполняя достаточно сложные гимнастические элементы, приземляется в неверную позу при приземлении. Однако сам факт того, что она просто выполняет гимнастический элемент, тогда как остальные не могут даже приблизиться к его выполнению за такой короткий срок, вызывает у тренера радость, которую небольшие, на первый взгляд ошибки на приземлении, никак не могут омрачить. Количество таких погрешностей копится во время выполнения упражнений на всех снарядах и за несколько лет подготовки легко может перевалить за 1000.
К чему приводит неверная поза при приземлении в гимнастике?
Неверная или небезопасная поза при приземлении, или связанная с ударным отталкиванием – это такое положение тела, при котором мышцы спины расслаблены. В этом случае, при взаимодействии с опорой аммортизирует сам позвоночник и межпозвоночные диски бьются друг об друга. Всего у человека позвоночник имеет 32-34 позвонка. Между ними и находятся межпозвоночные диски. Эти диски придают позвоночнику гибкость и подвижность. Когда количество ударов дисков друг об друга превышает критическую норму, диски подвергаются деформации. Даже если вы возьмете в руки два камущка и стукнете их друг об друга более 1000 раз, то они уже не будут иметь тот вид, что имели до этого. Таким же образом деформируются и диски.
Возникают протрузии, т.е. стирание определенной части диска. В спортивной гимнастике протрузии чаще всего возникают в поясничной зоне, реже в грудной. Когда такое случается, гимнастка испытывает дискомфорт и болевые ощущения в области поясницы. Если снизить нагрузку, то эти ощущения проходят, но как только нагрузка вновь становится критической , болевые ощущения возникают вновь. Таким образом, мелкие недочеты в технике обучения на этапе начальной гимнастики не позволяют безболезненно заниматься профессиональной карьерой, тем более когда речь идет о подготовке к международным турнирам, Чемпионатам Мира и Олимпийским играм.
Точной статистики травм спины нигде не ведется. Никто не будет публиковать отчеты по травматизму, потому как статистика эта может оказаться и не вполне привлекательной. Да и службы такой нет.
Бытует мнение, что в профессиональном спорте без травм не обойтись. Это действительно так, но все тренеры делают все, на их взгляд возможное, чтобы спортсменки избегали травм. Я предлагаю свой взгляд на эту проблему и вполне могу ошибаться. Мой, почти 30–летний опыт работы в АКРОБАТИКЕ И ГИМНАСТИКЕ позволяет смотреть на эту проблему следующим образом:
1. Первое, что прежде всего подвергает спину травмам – это приземление после выполнения гимнастического элемента… Когда удар при взаимодействии гимнастки с опорой приходится на весь позвоночный столб и при этом мышцы спины напряжены, то это не вызовет никаких деформаций межпозвоночных дисков. И наоборот, если гимнастка во время приземления и аммортизации принимает удар от опоры не всем позвоночником, а только его частью и при этом мышцы спины расслаблены, то серьезный удар приходится на ограниченный участок, а не полностью на весь позвоночный столб и этот участок спины просто не в состоянии обеспечить все компенсаторные функции от удара столь большой силы (см. фото 1).
Фото 1. Травмоопасная поза приземления.
Таким образом есть поза , которая предохраняет спину во время приземления и выглядит она так , как указано на фото 2 и есть поза, которая гарантированно ведет к травмам позвоночного столба, как показано на фото 1. Поскольку в гимнастике приземление требует артистизма, для наибольшего впечатления на судей и зрителей, многие тренеры упускают защитную функцию позы при приземлении из виду и сразу требуют от воспитанниц своеобразного акцента для яркости приземления. Если учитывать защитные механизмы то поза приземления должна выполняться на на несколько счетов:
Счет 1 – это фаза аммортизации или защитная, компенсаторная фаза
Фото 2.
Счет 2 – это фаза распрямление тела в позу артистичного оформления
Фото 3.
Спорстменки высшего класса добавляют и счет 3 – фото 4 – это движение головой, поднимая подбородок выше горизонтали, сопровождая это движение одновременным акцентом кистями рук.
Получается своеобразная волна, которая идет по телу и управляется спортсменом.
Если при приземлении гимнастка не делает такой «волны» а сразу принимает позу 2 и уже после нее делает акцент и выпрямляется , то спина неизбежно травмируется и рано или поздно заболит.
Обучение такой «волне» не совсем простое дело как может показаться на первый взгляд. Многие могут усомниться, что есть смысл уделять внимание таким мелочам. Но дело в том, что из таких мелочей и складывается безтравменная методика обучения, на мой взгляд конечно, может я и не прав. Просто не раз и не два приходилось наблюдать, как все недочеты в обучении приземлению в период начальной, детской гимнастикой болезненно сказывались на тренировочном процессе уже во «взрослом» возрасте. Все ударные и небезопасные приземления имеют накопительный эффект. Когда вес спортсменки переваливает за 30 – 40 кг и возраст за 12 лет. Гимнастикой девочки начинают заниматься с 4-5 лет. Если позе приземления не придавалось серьезного значения, то можете сами посчитать как долго гимнастка испытывала на прочность свой позвоночник. Примерно лет 5-6 небезопасных приземлений и неизбежно будут последствия.
2. Второй важный момент, который необходимо учитывать при обучении чтобы сохранить невредимым позвоночник – это переходные позы. Гимнасткам приходится выполнять акробатические элементы вперед в темп, т.е. подряд – один за другим. Тут особенно важно правильно выполнять переходную позу приземления в переходном элементе на напряженные носки ног и зажатый таз, при этом руки должны быть тоже расположены правильно. Охарактеризовать эту позу можно как позу «натянутого лука» (фото 5).
Фото 5.
При такой позе позвоночник “защищается” от ударов мышцами тазобедренного сустава и мышцами стопы. Напряжение в этих мышцах в значительной степени принимает «удар на себя», оставляя совсем незначительную нагрузку на позвоночник. А вот неверное положение рук, расслабленные мышцы спины, тазобедренного сустава и ног, когда спортсменка приземляется на полную стопу при выполнении переходного элемента, не обеспечивают позвоночнику компенсаторных защитных процессов и тому приходится полностью принимать удар на себя.
Гимнастика с точки зрения приземлений очень разнообразный и травмоопасный вид спорта. Например прыгуны в высоту всегда приземляются на мягкие кубы спиной. А в спортивной гимнастике приходится выполнять приземления с большой высоты (с брусьев), с большой скоростью (опорный прыжок), на очень твердую поверхность (бревно) и делать это подряд (соединения на вольных упражнениях). Вариантов разбить к 15-16 годам спину предостаточно. Поэтому, на мой взгляд, так важно учесть все нюансы обучения стартово-переходных поз и поз приземления с самых первых шагов в гимнастике, чтобы в дальнейшем обеспечить спортсменке максимальный срок спортивной карьеры. Хотя сейчас в гимнастике наблюдается тренд долголетия на высоком уровне, все же здорово когда такой долгий путь сопровождается минимальным количеством травм. Ведь какой-бы замечательной не сложилась спортивная жизнь – это всего лишь отличная возможность начать обычную жизнь на более высоком уровне. Хорошо если к этому моменту есть и энергия и хорошее здоровье. Ведь все только начинается…
Сергей Зеликсон
Заслуженный тренер России по спортивной гимнастике
Источник
Художественной гимнастикой занимаются в основном женщины. Но, несмотря на то, что это по большей мере женский спорт, травмы в художественной гимнастике все же случаются. Однако, не спешите передумывать отдавать вашу дочь в спортивную секцию. Ознакомьтесь с некоторыми плюсами и минусами художественной гимнастики.
Вероятность травмы в художественной гимнастике
По статистике, на растяжения мышц/связок и на ушибы приходится большинство случаев гимнастического травматизма. Очень многие спортсменки отмечали боли неясной этиологии.
Где бывают травмы у гимнасток
Эксперимент Зетарука М. Н. и его коллег показал, что растяжение мышц/сухожилий было самой многочисленной травмой. Повреждение укрепляющего аппарата надколенника довольно распространенное явление у спортсменок. Однако значительный процент гимнасток получили растяжения задней группы мышц бедра, в районе паха и щиколотке. Такое же число переломовнасчитывается в районе голени и стопы. В ходе эксперимента получен небольшой процент переломов в поясничной области.
Травмы гимнасток делятся на:
- суставов голени и стопы (сухожилий и связок, пальцев и их связок); суставов колена и голени (повреждения связок, переломы берцовых костей);
- суставов таза и бедра (растяжения мышц паха и мышц задней поверхности бедра);
- спины и позвоночника.
Классификация повреждений
- Травмы как легкой, так и средней степени тяжести реже встречаются в области головы и шеи, как и травмы рук и плеч средней степени тяжести.
- На первом месте по частоте стоят легкие травмы ног. Это ссадины, ушибы и растяжения первой степени. Такие травмы можно совмещать с легкими тренировками.
- На втором месте находятся травмирования, локализующиеся в районе рук и плеч, имеющие легкую степень тяжести.
- Травмы спины и корпуса тела стоят на третьем месте по встречаемости, как и средние травмы ног.
Детям с тяжелыми травмами придется пропустить большое количество тренировок и соревнований, а некоторым и вовсе расстаться со спортом. К счастью, такие травмы в художественной гимнастике встречаются очень редко.
Факторы, способствующие возникновению заболеваний в гимнастике
Травмы мышц и сухожилий учащаются при увеличении времени занятий. При этом увеличение длительности растяжки сокращает риск травматизации.
Гимнастки часто страдают остеопорозом, нарушениями менструального цикла и вынуждены неправильно питаться.
Также к факторам риска в художественном виде спорта относят несоблюдение техники и методики тренировок, твердую поверхность для занятий и нарушение баланса мышц-антагонистов ног.
Поясничные боли у спортсменок
Практически все гимнастки испытывали боли в спине. Однако, это вовсе не означает, что боли были вызваны занятиями гимнастикой. Были проведены многочисленные эксперименты, которыедоказывают, что вероятность болей в области поясницы не увеличивается у гимнасток по сравнению с детьми, не занимающимися ею. Напротив, мышцы спины у них более сильные, а постоянныетренировки (в среднем 6 дней в неделю) помогают бороться с такими болями.
Возраст гимнастки также не увеличивает шансы появления поясничных болей.
Боли в спине у художественных гимнасток могут быть следствием микротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее часто встречается перелом арки позвонка и смещение позвонков. Однако встречаются и другие проблемы с позвоночником, которые выявляются при КТ и МРТ.
У гимнасток, жалующихся на боли в позвоночнике, более частые проблемы болей успешно лечатся и спортсменки смогут постепенно вернуться к занятиям.
Художественная гимнастика красивый и грациозный спорт, но и достаточно травмоопасный
Сколиоз позвоночника
Идиопатический сколиоз представляет собой искривление позвоночника в сторону. Чаще всего диагностируется у подростков, большинство из которых занимаются гимнастикой. Это объясняетсятем, что у гимнасток была повышенная гибкость суставов, поэтому позвоночник находится в скошенном состоянии.
Исследователи данной патологии уверенны, что гимнастика укрепляет мышцы спины, которые помогают позвоночнику справляться с нагрузками.
Рекомендуем прочитать: Как правильно растянуть спину, избежать проблем с позвоночником.
Боли в мышцах
Растяжения мышц в данном виде спорта очень частая незадача. Ведь, чтобы добиться гибкости в суставах, гимнасткам приходится выполнять упражнения на растяжку. В большинстве случаевстрадают сухожилия мышц задней поверхности бедра и в области паха.
Также боли в мышцах возникают по следующим причинам:
Внутренним
- Физиологическим (контрактура и крепатура);
- Анатомическим (растяжения и разрывы мышц);
Внешним – ушибам
- 1 степени
- 2 степени
- 3 степени
Крепатура
Это мышечные боли, которые возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени после тяжелой физической нагрузки.
Этиология этой боли связана с накоплением в мышцах молочной кислоты, а также другими продуктами метаболизма в организме человека.
Для снятия подобных болей используют нестероидные противовоспалительные средства.
Контрактура
Это ограничение подвижности сустава, при котором конечность полностью не разгибается либо не сгибается.
Причинами таких контрактур являются:
- Механические (местные процессы в суставе).
- Раздражение НС.
- Смешанные (поражения мышц и нервов одновременно).
Лечение подбирается в зависимости от типа и причины контрактуры. Оно может быть как консервативным (ЛФК, массаж, физиопроцедуры и другое) и оперативным (применяют принеэффективности консервативного лечения).
Растяжение степень 1
При растяжении связок происходит частичный разрыв волокон.
Для лечения необходимо использовать специальную ортопедическую повязку и соблюдать покой около трех суток. Можно приложить сухой холод. Назначают физиотерапевтическое лечение.
Разрыв мышцы степень 2
Происходит частичный разрыв связки, но функция сустава при этом не нарушается.
Используют обезболивающие, сустав пунктируют и назначают тугую повязку и физиотерапию.
Разрыв мышцы степень 3
Полный разрыв связки с нарушением функции сустава.
Лечение обычно оперативное. Накладывают гипсовую повязку, назначают физиотерапию.
Рекомендуем прочитать: Художественная гимнастика для начинающих. О чем важно знать.
Травмы коленных суставов в художественной гимнастике
Данные спортивные травмы связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением. Также при выполнении такого элемента в художественной гимнастике, как «гранд жете», травмыколена практически неизбежны. Необходима отличная концентрация внимания и точная техника. Травма, полученная в последствии выполнения этого элемента, требует оперативноговмешательства.
Зачастую травмы коленных суставов связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением.
Травмы голеностопных суставов
Эти травмы в художественной гимнастике находятся на первом месте по частоте у гимнасток. Это такие травмы голеностопных суставов, как:
- растяжение, разрыв связок сустава;
- повреждение сухожилья малоберцовой и большеберцовой мышц;
- травмы синовиальных сумок мышц данной области.
Растяжения связок голеностопного сустава
К растяжению связок малоберцовой кости может привести варус стопы (вращение внутрь). Также кроме связок может пострадать межберцовое соединение и дельтовидная связка.
Для лечения используются различные методы, выбор которых зависит от тяжести повреждения.
Медиальный синдром ущемления голеностопного сустава
Также при растяжениях связок вследствие вращения внутрь и после переломов плюсневых костей, может развиваться импиджмент-синдром голеностопного сустава с медиальной стороны (сторона, лежащая ближе к позвоночнику. Происходит ущемление пучка дельтовидной связки, находящегося спереди. Это требует оперативного вмешательства, но больший процентпострадавших смогут вернуться в спорт.
Рекомендуем к прочтению: Плюсы и минусы художественной гимнастики.
Травмы стопы
Гимнасткам приходится чаще встречаться с острыми повреждениями стоп, чем с хроническими повреждениями. Это такие повреждения, как вывих стопы Лисфранка и подтаранный вывих, атакже переломы и вывихи пальцев стопы, повреждения плюсневых костей и связок стопы.
Гимнасткам необходимо соблюдать ювелирную точность в выполнении элементов и при приземлении.
Повреждение ПФС большого пальца стопы
Причиной травмы ПФС может послужить насильственное сгибание или разгибание стопы, которые могут произойти при неправильном приземлении. Такое повреждение сопровождается дефектомкапсулы сустава, а также перерастяжением и разрывом связок, которые ее удерживают.
Часто встречается вывих большого пальца стопы, который возникает при насильственном его сгибании (при ударе о твердый предмет).
Предупреждение травмы в художественной гимнастике
Существует множество причин, по которым у спортсменок могут возникать травмы в художественной гимнастике. Для того чтобы эти травмы предотвратить необходимо знать причины и устранить их. Рассмотрим некоторыепричины:
- нарушения проведения занятий (тесное помещение, большое количество гимнасток, неправильная установка требований);
- неправильная методика обучения (гимнастка еще не готова к выполнению данного упражнения);
- несоблюдение техники безопасности, неправильное поведение (нарушения дисциплины);
- несоответствие одежды требованиям (по размеру, форме);
- несоответствие параметров помещения для тренировок (неправильная температура, влажность в помещении, непроветриваемое помещение).
И это далеко не все причины, по которым гимнастка может получить травму.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений необходимо подготовиться к нагрузкам, выполнить растяжку. Нужно чтобы все суставы «разработались», специально для этих целей существуютупражнения для конкретного сустава. Но и у таких упражнений есть свои плюсы и минусы.
Спортивный инвентарь должен быть расположен в соответствии с правилами безопасности, для предупреждения травмы в художественной гимнастике.
Важную роль в выполнении спортивных элементов играет страховка. Немаловажно контролировать собственное самочувствие и вовремя среагировать на его ухудшение.
Источник
26 октября отмечается Всероссийский день гимнастики. И спортивная, и художественная гимнастика — красивые виды спорта, но стоит ли отдавать туда ребенка, не причинит ли это вред его здоровью? Мы предлагаем 10 аргументов против.
Заболевания спины
Проблемы со спиной — самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.
Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.
У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) — из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.
Растяжения
Растяжения — стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц — это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.
Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.
Болезни костей и суставов
Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.
В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).
Риск серьезной травмы
Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика — один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.
В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.
Боль
Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.
Диета
В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.
Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).
Большая загруженность
Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.
Ответственность
Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.
Необходимость полного обследования
Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.
У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.
Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.
Важность выбора тренера
Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий — количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.
Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.
Источник