Болит поясница за рулем
Любите сидеть за рулем с вытянутыми ногами? Подушка сиденья короткая? Колени выше бедер? — у нас для вас не очень хорошие новости.
Рассказывает врач общей практики одной из столичных поликлиник, гериатр (врач по патронажу за престарелыми) с 10-летним стажем Алексей Гунин.
Почему болит спина?
Мы не затрагиваем болезни внутренних органов — это отдельная тема. Самые распространенные причины боли связаны с шейным отделом позвоночника и поясницей.
- Неестественная посадка, особенно с наклоненным к рулю корпусом и вытянутым к педалям ногам, создает избыточное давление на межпозвоночные диски. Причем оно усугубляется при езде по неровной дороге.
- Идеальных водительских сидений под каждого человека не существует. Бывает, что водитель отрегулировал кресло под себя и сидит правильно, но ему все равно неудобно. Причина — в самом кресле (короткая подушка сиденья, неудачный профиль спинки). Долгое пребывание в таком сиденье может вызывать боли и затекание в области спины и шеи.
Материалы по теме
Мышцы спины относятся к самым слабым и чаще всего являются причиной дискомфорта. В сидячей позе нагрузка на позвоночник удваивается, и это приводит к разного рода деформациям позвоночных дисков. У молодых людей боль в спине чаще бывает связана с повреждением мышц, связок или развитием грыжи диска. Люди в возрасте страдают от постепенного истончения межпозвонкового диска и нестабильности позвонково-двигательных сегментов вследствие дегенеративных процессов.
От причины зависит и характер боли: например, при межпозвонковой грыже давление на нервы вызывает боль от ступней до поясницы. Если же произошел спазм, то боль распространяется выше поясницы.
Почему ездить с больной спиной нельзя?
Управление машиной с болевым синдромом — это большая проблема. У вас ухудшается реакция, теряется концентрация, изменяется восприятие дорожной обстановки. В некоторых случаях болевой синдром может привести к обмороку. Заниматься самолечением не стоит — вы должны знать о проблемах и противопоказаниях того или иного метода лечения.
Материалы по теме
Считайте, что вы легко отделались, если заработали от постоянной длительной езды боль от защемления нервов. С этой проблемой можно относительно легко распрощаться, пройдя курс физиотерапевтических процедур. При мышечном спазме обычно назначают миорелаксанты — препараты для расслабления мышц.
Дело обстоит хуже, если развился остеохондроз, другие хронические болезни позвоночника. Остеохондроз — нарушение структуры тканей позвонков и межпозвоночных дисков, приводящий к снижению эластичности и изменению их формы. Эффективное лечение — массаж, лечебная физкультура, а также плавание, физиотерапия. Стоит очень осторожно относиться к разного рода частным мануальным терапиям — целители-самоучки могут нанести здоровью непоправимый вред! Остеохондроз сопровождается болевым синдромом, который обычно снимают нестероидными противовоспалительными препаратами — гелями, мазями или же таблетками.
Очень важно помнить об ограничениях на управление автомобилем под воздействием некоторых препаратов. С болью в спине, может быть, и справитесь, но ценой водительских прав.
Прежде чем принимать любые таблетки, уточните у врача, совместимы ли они с вождением и какие могут быть побочные действия.
Что делать, чтобы спина не болела?
Ограничить езду на машине несколькими часами в день. Максимум в день можно быть «в руле» не больше 10 часов. И это с условием периодического отдыха. В идеале после каждых двух часов езды нужно останавливаться на полчаса. Во время остановки обязательно выйдите из машины, сделайте легкую разминку. А можно хотя бы немного прогуляться.
Если у вас есть возможность выбрать сиденье при покупке машины, доплатите за ортопедические кресла или «спортивные» кресла. Как минимум нужно обеспечить поясничную поддержку — это можно сделать, подложив под спину небольшую подушку. А лучше не пожалейте небольшую сумму и купите специальную накладную поясничную поддержку для автомобильного сиденья, благо в продаже их предостаточно. Это нехитрое приспособление минимизирует сутулость и смягчает воздействие вибрации и тряски.
Вот несколько вариантов с AliExpress.
Вот такая поясничная опора с применением «дышащей» ткани обойдется всего в 3300 рублей.
Вот такая поясничная опора с применением «дышащей» ткани обойдется всего в 3300 рублей.
Затекает шея? Тогда присмотрите подушку под подголовник. Цена: 700–2000 рублей.
Затекает шея? Тогда присмотрите подушку под подголовник. Цена: 700–2000 рублей.
Популярные у нас когда-то накидки-массажеры обойдутся в те же 2000 рублей.
Популярные у нас когда-то накидки-массажеры обойдутся в те же 2000 рублей.
Как сесть за рулем правильно?
Материалы по теме
В любом случае нужно «найти» и соблюдать правильную посадку. Выжмите педаль тормоза (и сцепления, если она есть) до упора и отрегулируйте сиденье — колени должны быть слегка согнуты. Если у вашей машины есть регулировка сиденья по высоте, поставьте ноги на пол и поднимайте подушку сиденья, пока колени не согнутся под прямым углом. Колени не должны быть выше, чем бедра. Отрегулируйте наклон спинки — она должна быть слегка откинута назад. Не ставьте спинку вертикально, это приведет к дополнительной нагрузке на позвоночник.
Если посадка правильная, запястье должно ложится на верхнюю часть обода руля. Можете обхватить ладонью руль, не отрывая лопаток от спинки сиденья? Тогда все отлично. Необходимо опираться всей спиной на сиденье. Так давление на позвоночный столб распределяется равномерно. Правильно установите подголовник — он должен находиться на уровне шеи.
Что еще можно сделать?
Самое важное условие для сохранения здоровья и предотвращения проблем — активный и здоровый образ жизни. Чтобы поддержать мышечный корсет, нужны силовые тренировки несколько раз в неделю продолжительностью до часа. Они разовьют мышцы, улучшат осанку и добавят бодрости. Начать стоит хотя бы с элементарной зарядки — выпады, махи руками, приседания, круговые движения руками и вращение корпусом. Все это можно делать несколько раз в день — с утра перед поездкой и во время остановок. Если и на это нет времени или воли, приучите себя хотя бы гулять перед сном и постепенно увеличивайте пройденное расстояние.
Источник
При выборе автомобиля водители обычно ориентируются на внешний вид, технические характеристики и комплектацию. А вот качество сидений, возможности их регулировок, удобство посадки стоят далеко не в первом приоритете.
Как результат, владельцы личного транспорта жалуются на боль в спине и дискомфорт. Как этого избежать хорошо знают таксисты и дальнобойщики, – те люди, которые постоянно за рулем. Их советы – далее в нашей статье.
Расстояние до руля
Вытянутые руки должны ложиться запястьями на руль.
Пожалуй, стоит начать с того, что будущие водители учат еще в автошколе, но потом благополучно забывают. Самая главная настройка сиденья для водителя – это расстояние до руля. Если оно подобрано неверно, то руки постоянно напряжены, просто держась за рулевое колесо. Напряжение далее передается на спину и вызывает боль, особенно у тех, у кого и так есть проблемы.
Как же настроить сиденье и руль под себя? Во-первых, следует сесть поудобнее, чтобы спина полностью прилегала к спинке водительского кресла. Руль следует держать в положении «левая рука – на 9 часов, правая – на 3 часа».
Как убедиться, что расстояние до руля выставлено правильно? Не меняя позы нужно положить на руль выпрямленные руки. Если на верхнюю часть «баранки» легли запястья – то это именно то положение, которое и должно быть. Если приходится тянуться, либо, наоборот, сгибать руки, то нужно сдвинуть сиденье.
Угол наклона спинки
К полулежачей посадке большинству водителей нужно привыкать.
Конструкция большинства автомобилей предусматривает, что водитель должен сидеть практически прямо. Именно такое положение обеспечивает максимальный контроль за ситуацией на дороге.
Но некоторые владельцы автомобилей предпочитают «полулежачую» посадку. Чтобы было комфортно и тело не затекало, нужно настроить сиденье и руль «под себя». Ключевой момент – подобрать высоту и угол наклона так, чтобы было хорошо видно дорогу, подголовник был на расстоянии 2-5 сантиметров от головы, и при этом спина, плечи и поясница плотно прилегали к спинке сиденью. Если поясница будет «висеть в воздухе», то долгая поездка станет настоящим мучением.
Регулировка высоты сиденья
Если высота сидений не регулируется, то у «длинноногих» и «коротконогих» водителей посадка будет далеко не самой удобной.
Не все транспортные средства имеют регулировку высоты водительского кресла, но если она есть, можно достичь максимального удобства при посадке за рулем.
Высоту регулируют следующим образом. Во-первых, полностью «занижаем» сидушку. Далее медленно приподнимаем сиденье до тех пор, пока передняя часть подушки не станет полностью прилегать к бедрам.
Если сиденье слишком низкое, то ноги и нижняя часть спины опираются только на «пятую точку», что может вызывать боль..
А если сиденье установлено слишком высоко, то будет нарушаться кровоток в ногах из-за давления на бедра, и ноги затекают.
Поясничный упор
Изготавливаем поясничный упор своими руками.
Регулировку поясничного упора имеют далеко не все автомобили, обычно это опция доступная только в топовых комплектациях. Тем не менее, снять напряжение со спины водителя можно и в бюджетном автомобиле, – проверено на собственном опыте автором сайта.
Для этого сооружаем поясничный упор с помощью обычного полотенца. Складываем его несколько раз или скручиваем, чтобы получился валик толщиной 1-5 сантиметра (зависит от индивидуальных особенностей водителя). Заняв место за рулем, водитель наклоняется и размещает полотенце у поясницы, сразу над бедрами. Если покажется, что все равно мало поддержки, или, наоборот, слишком давит, нужно изменить толщину полотенца.
Делаем поясничный упор водительского кресла своими руками.
Также водители могут сделать водительское кресло более комфортным, причем без ухудшения внешнего вида. Для этого нужно всего лишь подложить материал, например, вспененный полиэтилен, под обивку сиденья и зафиксировать его.
Регулировка подголовника
Правильная регулировка подголовника спасет здоровье в случае ДТП.
Подголовник на автомобильных креслах устанавливается вовсе не для комфорта, а для обеспечения безопасности. Это простое устройство предотвращает перелом шеи при ДТП, ограничивая перемещение головы. Именно поэтому правильная настройка подголовника очень важна.
Когда водитель занял свое место за рулем, расстояние от затылка до подголовника должно быть небольшое – всего 2-3 сантиметра. Самому это проверить непросто, поэтому пригодится помощь переднего пассажира. Высота подголовника выставляется так, чтобы его центр был напротив затылка водителя. А угол наклона ставится такой, чтобы подголовник был верхней частью «завален» вперед.
В первое время, если сделать все, как написано выше, подголовник может немного мешать водителю. Но уже через несколько поездок его положение станет естественным и комфортным.
Источник
Источник
Боль в спине – самая распространенная проблема, с которой сталкиваются многие водители. Особенно, если профессия человека связана с длительным пребыванием за рулем. Когда возникают неприятные ноющие ощущения, некоторые их просто игнорируют. А ведь это явный сигнал того, что скоро у человека начнутся серьезные проблемы со здоровьем. И в лучшем случае комфортные поездки сменятся медленными прогулками с прихрамыванием.
Проблема усугубляется тем, что боль в спине появляется не просто от статического напряжения мышц из-за сидячего образа жизни. Она обусловлена механическим воздействием на опорно-двигательный аппарат организма. Почему же у водителей часто болит спина? И что можно сделать, чтобы не перепрофилироваться в пешехода?
ПРИЧИНЫ БОЛИ В СПИНЕ
Помимо хронических заболеваний, неприятные ощущения в спине от вождения могут появляться по следующим причинам:
- статическое напряжение в мышцах;
- неверная посадка водителя;
- вибрации во время движения;
- физическая нагрузка после длительного пребывания в одной позе.
Первая проблема возникает из-за того, что человек длительное время находится в одной позе. Даже если водительское кресло удобное, во время долгой поездки в мышцах появляется жжение. Так как они длительное время находятся в постоянном напряжении, они начинают болеть. Вторая проблема неразрывно связана с первой.
Во время поездки невозможно избежать качки, тряски и вибраций. Если у водителя хронические проблемы со спиной, он рано или поздно получит внутреннюю травму. Например, это может быть протрузия спинного диска или межпозвоночная грыжа. Последняя проблема, упомянутая в перечне, – частое явление у дальнобойщиков.
Как видно, боль в спине причиняется двумя ключевыми факторами. И они связаны между собой. Это неправильная посадка водителя и неправильная регулировка кресла. Как избежать неприятных ощущений в мышцах и позвоночнике?
КАК СИДЕТЬ ЗА РУЛЕМ
Некоторые автомобилисты сами способствуют появлению данной проблемы. Одни сидят полулежа, другие — склоняются над рулем. Причем иногда это происходит даже когда сиденье правильно отрегулировано.
Принцип, которого должен придерживаться каждый автомобилист – поясница и лопатки касаются спинки кресла. Такая поза снимает чрезмерное напряжение с мышц спины. Даже если автомобиль резко качнется, позвоночник не пострадает.
РЕГУЛИРОВКА ВОДИТЕЛЬСКОГО СИДЕНЬЯ
Машина – не роскошь, а средство передвижения. К сожалению, из-за такого подхода к автотранспорту, многие водители считают, что кресла с множеством настроек это прихоти богачей. Массаж, подогрев, электропривод и другие функции, конечно, важны для комфорта. Однако они не обязательны для здоровья спины.
Достаточно трех регулировок: движение ближе-дальше от руля, высота сиденья и наклон спинки. Вот основные правила этих стандартных настроек.
- Высота кресла должна быть такой, чтобы ноги водителя были согнуты под прямым углом. А колени – не выше бедер.
- Сиденье должно находиться на таком расстоянии от рулевой колонки, чтобы ноги водителя не просто доставали до педали тормоза и газа. Педаль нужно нажимать не прямой ногой, а так, чтобы в упоре она была немного согнутой.
- Спинку нельзя выставлять под углом 90 градусов к сиденью. В таком случае быстро появится ноющая боль в пояснице, либо между лопатками. Ее необходимо немного наклонить назад.
Следование этим простым правилам это не просто вопрос личного предпочтения. От этого зависит здоровье водителя. Если в процессе поездки появилась боль в спине, сразу нужно обратить внимание на настройки кресла и рулевой колонки. Если поездка длинная, то через полчаса нужно останавливаться и делать небольшую разминку вне автомобиля. Так снимется напряжение с поясничных мышц, и они продолжат качественно выполнять свою функцию.
Важно! Постоянную боль в спине ни в коем случае нельзя игнорировать. Сразу нужно обратиться к врачу.
Источник
Боль в пояснице возникает достаточно часто. Пациенты говорят «у меня болит поясница», «защемило поясницу», «прострел в поясницу». Если боль неострая, могут сказать «ломит поясницу», «тянет поясницу», «ноет поясница». Иногда боль описывают как жжение в пояснице.
Поясницей называется нижняя часть спины – от того места, где кончаются ребра, до копчика. Возможно, отдельное слово для обозначения поясницы потребовалось как раз для того, чтобы указать место, в котором болит. Ведь если болит спина, то в большинстве случаев болит именно поясница.
Какой может быть боль в пояснице
Чаще всего боль в пояснице возникает внезапно, резко и носит острый характер. В таком случае говорят о люмбаго (устаревшее народное название – прострел). Боль описывается как резкая, «стреляющая». Движения сковываются, иногда даже невозможно разогнуть спину. При любом движении боль усиливается.
Приступ боли может длиться пару минут, а может продолжаться более значительное время (до нескольких суток). Может быть так, что приступ пройдет, и боль больше о себе не напомнит, но часто боль возвращается и человек привыкает, что поясница у него может болеть.
Боль в пояснице может быть не только острой (резкой), она может носить тянущий характер и быть хронической. Несильные, но постоянные болевые ощущения в пояснице, порою обостряющиеся, например, при физической нагрузке, инфекционном заболевании, переохлаждении и т.п., называются люмбалгией. Иногда непосредственно боли нет, но в пояснице сохраняется скованность, больной испытывает дискомфорт.
Причины боли в пояснице
Боли в пояснице могут вызываться различными причинами, однако статистика тут следующая:
- в 90% случаев боль вызвана проблемами с позвоночником и мышцами спины;
- в 6 % причина боли – это заболевания почек;
- 4% – заболевания других внутренних органов (мочеполовой системы, кишечника).
На долю позвоночника приходится большинство всех случаев боли в пояснице, и это не случайно. У человека центр тяжести тела располагается как раз на уровне поясницы, и при ходьбе вся нагрузка практически полностью ложится на поясничный отдел позвоночника (у животных, передвигающихся на четырех лапах, такой проблемы нет). А когда человек садится, позвонки поясницы и крестца испытывают такую же силу давления, с какой на водолаза давит 170-метровый слой воды. Естественно, что эта область является особо уязвимой.
Заболевания опорно-двигательного аппарата, вызывающие боль в пояснице:
- защемление седалищного нерва. Нервные корешки, отходящие от спинного мозга, сдавливаются соседними позвонками. При этом возникает резкая, стреляющая боль. Как правило, защемление корешков становится возможным вследствие дегенеративных изменений в позвоночнике (остеохондрозе): межпозвоночные диски, отделяющие позвонки друг от друга разрушаются, зазор между позвонками сужается и резкое движение (наклон, поворот) может привести к защемлению нервного ответвления;
- ишиас (пояснично-крестцовый радикулит). Защемленные нервные корешки могут воспалиться. Воспаление нервных корешков называется радикулитом (от лат. radicula – «корешок»); для обозначения воспаления седалищного нерва иногда используется специальное название – ишиас. При поражении седалищного нерва может наблюдаться люмбоишалгия – боль в пояснице, распространяющаяся также в ягодицу и ногу по ходу седалищного нерва;
- грыжа межпозвоночного диска – выпячивание фрагмента межпозвоночного диска в позвоночный канал. Возникает в результате травмы или дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза);
- миозит поясничных мышц. Миозит – это воспаление скелетных мышц. Причиной миозита поясничных мышц может быть переохлаждение или резкое напряжение.
Также боль в пояснице может быть вызвана такими заболеваниями как рассеянный склероз, дегенеративный сакроилеит, остеопороз.
Профилактика боли в пояснице
Возникновение боли в пояснице часто спровоцировано небрежным отношением к собственному здоровью. Боль может быть вызвана:
- длительным пребыванием в одном и том же положении (например, при сидячей работе);
- неправильной осанкой;
- низкой подвижностью;
- чрезмерными физическими нагрузками.
Все эти факторы способствуют развитию заболеваний, проявляющихся болью в пояснице. Риск появления боли можно снизить, если соблюдать следующие советы врачей:
- следите за осанкой;
- избегайте неудобных поз при работе сидя. Желательно, чтобы колени были несколько выше тазобедренных суставов. Для этого используйте низкий стул или подставку под ноги. Проложите маленькую подушку между поясницей и спинкой сидения;
- при сидячей работе необходимо время от времени вставать, чтобы подвигаться. Делайте каждый час пятиминутные перерывы; как правильно поднимать тяжести
- спать желательно на ортопедическом матрасе (эластичном и достаточно жестком);
- поднимать тяжести надо за счет сгибания коленных суставов, а не спины. То есть необходимо присесть, согнув колени, а потом выпрямить их, сохраняя при этом ровную линию спины;
- перенося груз, его необходимо равномерно распределить между обеими руками, носить весь груз в одной руке (одну тяжелую сумку) нельзя;
- ежедневно следует делать комплекс упражнений, направленный на укрепление мышц живота и спины.
Боли в пояснице при заболеваниях почек
При болях в пояснице важно определить, что является их причиной – патологии опорно-двигательного аппарата или заболевание почек (а также других внутренних органов). Диагностику должен осуществлять врач. Однако есть признаки, позволяющие предположить, что боль может быть обусловлена проблемами почек или (и) других органов мочеполовой системы. При проявлении данных симптомов целесообразно сразу обращаться к врачу-урологу. Заболевание почек (или шире – мочеполовой системы) можно подозревать, если боль в пояснице сопровождается:
- общим ухудшением самочувствия (вялостью, сонливостью, слабостью, повышенной утомляемостью);
- отеканием век, лица. Отечность особенно выражена утром, после пробуждения и спадает к вечеру;
- повышением температуры тела, ознобом, потливостью;
- потерей аппетита, тошнотой, рвотой;
- учащенным или болезненным мочеиспусканием;
- изменением характеристик мочи (она может стать более концентрированного цвета или наоборот – бесцветной, содержать слизь или кровь);
- повышением артериального давления.
Также важным признаком того, что боль в пояснице вызвана проблемами внутренних органов, а не опорно-двигательного аппарата, является ее независимость от положения тела: от перемены положения тела и конечностей боль не усиливается и не уменьшается. Однако при длительном нахождении в положении стоя при патологии чек боль может усиливаться.
Имеет значение и локализация боли. При заболевании почек боль чаще всего наблюдается с одной стороны (поскольку обычно страдает только одна почка). Почечные боли могут не ограничиваться поясницей, а распространятся по ходу мочеточника, в пах, в наружные половые органы, на внутреннюю поверхность бедер.
Болит поясница: что делать?
Боль в пояснице – это симптом заболевания, которое требует лечения. Поэтому необходимо обратиться к врачу. Но в случае внезапного приступа острой боли («прострела», типичного при радикулите), прежде всего, требуется ослабить болевой синдром. Врачи советуют:
- используйте легкое тепло. Повяжите на поясницу шерстяной платок или шерстяной пояс;
- примите обезболивающее;
- необходимо принять позу, позволяющую расслабить мышцы спины. Рекомендуется лечь на спину, на твердую ровную поверхность (доску); ноги должны быть подняты и согнуты в коленях, для чего под них надо подложить свернутое одеяло или подушку. (На пол ложиться нежелательно, может продуть сквозняком).
Предложенная поза – не догма. Больной должен чувствовать облегчение, поэтому возможны и другие позы; например, лежа на доске поставить на нее же согнутые в коленях ноги, зажав между ними подушку. Можно попробовать лечь на живот и вытянуть ноги, подложив валик под голеностопные суставы. Если остроту боли удалось снять, это не означает, что врач уже больше не нужен. Без должного лечения приступы будут повторяться, а ситуация в целом – ухудшаться.
К какому врачу обращаться с жалобой на боль в пояснице?
При боли в пояснице лучше всего обратиться к врачу-терапевту, поскольку прежде всего требуется определить, заболевание каких органов вызывает боль. В зависимости от результатов осмотра, может потребоваться консультация того или иного врача-специалиста. Могут быть назначены:
- консультация врача-невролога – для оценки состояния позвоночника, мышц спины и нервной системы;
- консультация врача-уролога – в случае подозрения на заболевание мочевыводящей системы;
- консультация врача-гинеколога – при подозрении или наличии хронических заболеваний органов женской половой системы;
- общий анализ крови и общий анализ мочи – чтобы подтвердить или исключить воспалительный характер заболевания;
- рентгенография позвоночника;
- УЗИ тазобедренных суставов;
- а также другие исследования.
Источник