Киста или свищ копчика

Свищ копчика – это патологическое состояние, характеризующееся нарушением развития мягких тканей с формированием полости в виде узкой трубки, располагающейся по средней линии в межъягодичной складке крестцово-копчиковой области. Альтернативными названиями свища копчика являются пилонидальная киста, эпителиальный копчиковый ход (ЭКХ), дермоидная киста копчика и волосяная киста. Все они встречаются в медицинской литературе и обозначают одну и ту же патологию.

Нажмите для просмотра фотографий.
Внимание! Профильное хирургическое фото, 18+.

Рис. 1 Свищ копчика - это то же самое, что дермоидная киста копчика и волосяная киста

Рис. 1 Свищ копчика — это то же самое, что дермоидная киста копчика и волосяная киста

Т.о. свищ и киста копчика — это одно и то же заболевание. Киста располагается под кожей в области крестца или копчика, а свищи соединяют ее с поверхностью кожи. Киста не может существовать без свища, и наоборот.

Клинические проявления свища и кисты копчика

При неосложненном течении свищ копчика чаще всего остается незамеченным. Первичный свищевой копчиковый ход открывается на коже в межъягодичной области одним или несколькими точечными отверстиями. Иногда, отверстие может быть практически незаметным, точечным, но порой оно может быть довольно широким и напоминать воронку. Внутри свищ копчика слепо заканчивается в подкожно-жировой клетчатке и не сообщается с крестцом и копчиком.
Сама киста копчика представляет собой полое образование, выстланное эпителием. В нем есть жировая прослойка, растут волосы. Свищ периодически воспаляется, причиняя человеку боль, нарушая привычный ритм жизни и снижая ее качество.
При закупорке первичного выводного отверстия, механической травме и инфицировании развивается воспалительный процесс в области свища. В результате чего копчиковый ход увеличивается в размерах, стенки его деформируются и в области копчика формируется абсцесс.
Данный процесс сопровождается следующими симптомами: боль, покраснение и уплотнение мягких тканей в крестцово-копчиковой области, сукровичное или гнойное отделяемое из свищевых отверстий. С прогрессированием воспаления и отсутствием адекватного лечения процесс начинает носить распространённый характер, повышается температура тела, появляется общая слабость, отмечается отек и покраснение окружающих тканей, прорыв гнойного отделяемого с формированием вторичных свищей. Отмечается высокий риск рецидивов и переход в хроническую форму свища копчика.

Нажмите для просмотра фотографий.
Внимание! Профильное хирургическое фото, 18+.

Рис. 2 Свищ копчика открывается на коже в межъягодичной области одним или несколькими точечными отверстиями

Рис. 2 Свищ копчика открывается на коже в межъягодичной области одним или несколькими точечными отверстиями

Причины возникновения кисты и свища копчика

В настоящее время выделяют две основные причины возникновения свища копчика: нарушение формирования мягких тканей данной зоны в эмбриональном периоде, в результате чего в области межъягодичной складки остается выстланный эпителием ход, а также есть предположение, что причиной формирования свища копчика является неправильный рост волос с врастанием последних под кожу. От этого и одно из названий данной проблемы – волосяная киста. Киста копчика чаще встречается у мужчин молодого возраста.

В ходе исследований определены следующие предрасполагающие факторы:

  • Механическая травма или операция в области крестца и копчика;
  • подъем тяжестей;
  • сидячий образ жизни;
  • частое переохлаждение;
  • инфекция;
  • пренебрежение правилами личной гигиены;
  • повышенное оволосение в межъягодичной обалсти;
  • ожирение;
  • недостаток или переизбыток кальция.

Нажмите для просмотра фотографий.
Внимание! Профильное хирургическое фото, 18+.

Рис. 3 Свищ копчика проявляется покраснением и уплотнением мягких тканей в крестцово-копчиковой области

Рис. 3 Свищ копчика проявляется покраснением и уплотнением мягких тканей в крестцово-копчиковой области

Лечение кисты и свища копчика

Попытки самостоятельного устранения проблемы, как правило, не эффективны. При появлении первых симптомов кисты копчика следует обратиться к специалисту. Только он сможет провести дифференциальную диагностику копчиковой кисты с другими заболеваниями, имеющими схожую симптоматику, а также выбрать оптимальный метод лечения.
Единственным эффективным методом лечения свищей копчика является оперативное вмешательство. Оно может быть как радикальным, так и паллиативным. В первом случае полностью иссекаются стенки свищевого хода вместе с патологически измененными тканями, с закрытием раны швами. Во втором случае производится простое вскрытие и дренирование абсцесса копчика для снятия общего воспаления с последующей плановой радикальной операцией. Пациенту назначается антибактериальная, противовоспалительная и симптоматическая терапия.
Использование лазерных технологий при оперативных вмешательствах по поводу свища копчика позволяет решить данную проблему радикально в день обращения, ускорить период восстановления, а также добиться хорошего косметического результата.
Для лазерного лечения свища копчика характерны: быстрое выздоровление, сохранение работоспособности и легкое течение послеоперационного периода.

  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ
  • СТОИМОСТЬ УСЛУГИ

Источник

Человеческий организм очень выносливый и крепкий. Мы можем переносить большое количество неприятных, серьезных, сложных заболеваний. Но в наше время по причине разных неблагоприятных факторов, люди все чаще страдают самыми разными проблемами. Одной из них является свищ на копчике, о котором сегодня и пойдет речь.

Что такое свищ на копчике, как выглядит, чем опасен?

Свищ — это небольшое отверстие, канал в зоне копчика. Всем известно, что копчик — это последний отдел позвоночника, он является почти неподвижным и там собрано значительное количество нервных окончаний. Поэтому даже при незначительных его травмах могут возникать острые болевые ощущения.

Свищ на копчике

Первые упоминания о такой проблеме, как свищ, или как его еще называют дермическая, пилонидальная или копчиковая киста, эпителиальный копчиковый ход, встречаются в период Второй мировой войны.

Как возникает копчиковая киста? Она может быть двух типов: приобретенная и врожденная. Возникновение первого типа провоцируется различными перенесенными оперативными вмешательствами.

А врожденный тип возникает еще в период развития плода в утробе матери. 5-6 неделя — это время, когда у плода развивается небольшой хвостик, который в процессе дальнейшего роста в норме исчезает.

Но по причине разных патологий, он может остаться и тогда и образуется свищ. Этот канал чаще всего покрыт значительным волосяным шаром. А из-за значительного волосяного покрова и кожного сала, выделяемого эпителием, там развиваются бактерии и возникает воспалительный процесс. Почти у 90% случаев это заболевание врожденного типа.

Но чаще встречается у представителей мужского пола

В чем опасность этой болезни? Именно гнойный процесс представляет опасность. Потому, что может возникнуть в любой момент и он не контролируемый. Как осложнение может возникнуть флегнома (обширное воспаление жировой клетчатки, не имеющее границ).

В таком случае понадобится большое количество операций для борьбы с ним. Но, кроме того, на фоне воспалительных процессов может возникнуть экзема и гнойный абсцесс.

Свищ на копчике: симптомы и причины

Считается, что, в большинстве случаев, это неприятное заболевание возникает у человека еще в утробе, ведь именно тогда, как уже было сказано выше, развивается патология этого отдела позвоночника. Если говорить о симптомах, то они чаще всего не проявляются в детском возрасте, поэтому в этот период очень сложно диагностировать свищ. Но во время полового созревания болезнь себя начинает проявлять.

Конечно, бывает так, что, даже имея такую патологию, человек не испытывает никаких болезненных или иных неприятных ощущений. Но все же чаще всего какие-то проблемы с копчиком наблюдаются. Это могут быть болевые ощущения при ходьбе, в сидячем положении или при смене положения. Среди других симптомов можно выделить:

  • Неприятные ощущения в копчиковой, межъягодичной области
  • Воспалённые, красные кожные покровы
  • Выделения гноя
  • Повышенная температура

От свища могут быть не только неприятные ощущения, но и довольно сильная боль

Но, если стадия развития свища острая и довольно запущенная, боль может быть настолько сильной, что ее не смогут снять, даже обезболивающие препараты. В таких случаях человеку невозможно ни ходить, ни принимать никакое другое положение.

Что касается температуры, то она может достигать и 40° и при этом будет сильнейшее недомогание. Если говорить о причинах, то, кроме того, что эта болезнь возникает из-за врожденной патологии, она может быть спровоцирована воспалительными процессами в копчиковой области. А они развиваются по причинам:

  • Сидячей работы, малоподвижного образа жизни
  • Значительных физических перенапряжений, нагрузок
  • Недостатка или, наоборот, переизбытка кальция. Чаще всего эта проблема возникает из-за неправильного обмена веществ
  • Частого переохлаждения
  • Заболеваний инфекционного характера
  • Ущемления нерва
Читайте также:  Удаление кисты копчика без швов

Сидячая работа — одна из причин появления свища

Свищ на копчике у новорожденного: причины

Как было неоднократно сказано выше, свищ на копчике, в большинстве случаев, развивается еще в утробный период. Поэтому чаще всего это заболевание врожденное.

У новорожденных бывают свищи

Но даже, если оно и есть у новорожденного, то диагностировать его очень сложно потому, что развиваться свищ начинает в период юношеского созревания. Разве, что опытные специалисты могут обнаружить кисту копчика в более раннем детском возрасте.

Свищ на копчике: лечение в домашних условиях народными средствами

В наше время современных технологий люди все-равно достаточно часто прибегают к помощи средств народной медицины. Вот и воспаление при свище можно попробовать снять разными народными методами — компрессы, настойки, примочки.

Первое растение-помощник — это зверобой. Для лечения свища возьмите:

  • 3 ст.л. лекарственного зверобоя
  • залейте 1.5 ст воды
  • доведите до кипения
  • проварите несколько мин.

Зверобой — первый помощник от свища

После процеживания нужно выложить растение на плотную поверхность и сесть на нее. По возможности необходимо просидеть, как можно дольше. Такую процедуру нужно делать до того времени, пока воспаление не пройдет и гнойные выделения не исчезнут.

Второй способ — это компресс из сливочного масла и дегтя:

  • Смешайте 2 ст.л. масла и 1ст.л. дегтя
  • Нанесите на проблемное место
  • Накройте повязкой на всю ночь
  • Компресс ставится до тех пор, пока проблема не исчезнет

Также используйте деготь со сливочным маслом

Для следующего рецепта нужен будет свежая трава полыни. Ее нужно растереть до появления сока и приложить к проблемному месту. Таким же образом, можно использовать и подорожник, и луковую кашицу с соком.

Полынь также эффективна

Достаточно эффективной будет настойка из прополиса и календулы. Для приготовления первой нужно:

Сделать настойку из спирта и прополиса (соотношение 6 частей спирта, 1 часть прополиса):

  • Чистую салфетку смочите в воде
  • Окуните салфетку в настойку
  • Приложите ее к больному месту
  • Держать салфетку несколько часов
  • Лечение продолжайте не менее 5-ти дней

Вторая настойка делается с использованием свежих цветков календулы и спирта, крепостью 70%:

  • Смочите салфетку в воде
  • Налейте на салфетку немного настойки
  • Приложить к кисте
  • Оставьте лекарство на пару часов или даже целую ночь
  • Курс лечения продолжайте не менее недели

Прополис и календула еще одни народные помощники

Какие антибиотики использовать при свище на копчике?

Для того, чтобы назначить лечение антибиотиками сначала врачам нужно определить тип свища и бактерии, которая спровоцировала развитие воспалительных процессов. Но такая диагностика, в большинстве случаев, дорогая, поэтому доктора назначают антибиотики широкого спектра действия.

Курс лечения антибиотиками обычно около 7-10 дней. Для этого используют Гентамицин, Метронидазол или его аналоги по 2 ампулы до в неделю, чтобы снять воспаление.

Не стоит полагаться в этом вопросе только на антибиотики

Такие препараты в данном случае не очень эффективны и, кроме того, имеют большое количество побочных проявлений. А также их недостаток в том, что они устраняют на время дискомфорт и симптомы, но сама проблема остается. Поэтому лучше всего сделать операцию.

Мазь от свища на копчике

Если говорить о снятии воспалительного процесса при свище на копчике, то для приготовления лекарственных препаратов в домашних условиях можно попробовать использовать мазь Вишневского и мумие. Но таким образом, возможно снять только воспаление. Никакие самодельные лекарственные средства не помогут устранить проблему полностью.

Лечение свищаЛечение свища

Какой врач лечит свищ на копчике?

В случае подозрений о наличие свища на копчике, первым делом, человеку нужно сходить на прием к участковому терапевту. Именно этот специалист расценит ситуацию и направит к таким врачам, как хирург и проктолог. А уже потом, именно эти специалисты назначат все необходимые анализы и определятся с лечением.

Удаление свища на копчике: операция

Как было сказано ранее, хирургическое вмешательство — это единственный, самый надежный и эффективный способ полностью избавиться от свища на копчике. Ее назначает хирург с проктологом после сдачи всех необходимых анализов.

После проведенного оперативного вмешательства пациент еще пару дней, а то и до недели будет находиться в больнице. После стабилизации состояния его отправляют домой и приписывают первые несколько дней постельный режим.

Только на 4-5-ый день можно начинать пробовать ходить. По истечению 2-х недель снимают швы. Но также необходимо строго запомнить, что на протяжении 3-х недель нельзя ни сидеть, ни носить тяжести.

Операция — самый действенный метод

Послеоперационный период проходит легко, если прислушиваться к рекомендациям специалистов. В это время, кроме того, используют антибиотики и обезболивающие препараты.

О чем хотелось бы поговорить еще, так это о методах проведения операции. А их существует несколько:

  • Первый из них — с открытой раной. При таком методе врач полностью удаляет свищ, создавая природный дренаж. При таком методе время реабилитации пациента до месяца, но и эффективность высокая. После такой операции в редких случаях могут возникать рецидивы
  • Второй — когда рана закрытая. В этом случае хирург иссекает кисту, но при этом оставляет отверстие и ежедневно выполняет дренаж. Этот метод лучше применять в период ремиссии. Этот метод хорош тем, что заживление происходит быстрее, но возможны рецидивы
  • Есть и третий метод. В этом случае рана также будет закрытая, но суть операции немного отличается. Свищ удаляется по направлению от первичного отверстия ко вторичным под кожей. И, если первичное зашивается, то через вторичное и происходит дренаж
  • И последний способ — это метод Каридакиса. Но некоторые говорят, что его нужно называть именем не только этого ученого, но и Баском, который принимал участие в исследованиях. Суть этого метода в том, что удаляется не только свищ, но и небольшой пораженный лоскуток кожи. При этом рана смещается немного и становится между ягодицами. Выздоровление происходит быстрее и рецидивы возникают редко

Швы могут накладываться несколькими методами

Какой бы из методов Вы не выбрали, не нужно бояться, а необходимо прибегнуть именно к хирургическому вмешательству. По тому, что, как Вы поняли, это наиболее действенный способ в борьбе со свищом на копчике.

Видео: Современное лечение кисты копчика

Источник

Õèðóðã.

Ìíîãî ëåò íàçàä, â âîñüìèäåñÿòûå ãîäû äâàäöàòîãî âåêà, êîãäà ÿ ðàáîòàë ïîëîñòíûì õèðóðãîì, äîâåëîñü ïðèñóòñòâîâàòü íà îäíîé ñîâìåñòíîé êëèíèêî-ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. Ñëó÷àé áûë íåïðîñòîé â ïîëèòè÷åñêîì ïëàíå: ïîñëå îïåðàöèè, íà ôîíå áëàãîïðèÿòíîãî ïðîãíîñòè÷åñêîãî òå÷åíèÿ, âíåçàïíî ñêîí÷àëñÿ èçâåñòíûé â ðåñïóáëèêå îòâåòñòâåííûé ïàðòèéíûé ðàáîòíèê, ÷ëåí îáêîìà ïàðòèè. Ïîñëåäíÿÿ, åñëè êòî ïîìíèò, î÷åíü íå ëþáèëà òåðÿòü â ñâîèõ ñïëî÷¸ííûõ ðÿäàõ ÷ëåíîâ, òð¸õ÷ëåíîâ è ìíîãî÷ëåíîâ, à óæ, åñëè ê ýòîìó äåëó ïðèëîæèëè ñâîè ðó÷îíêè «âðà÷è-âðåäèòåëè», òî îáúÿñíèòü èì «êòî â äîìå ãëàâíûé?» è «÷òî òàêîå õîðîøî è ÷òî òàêîå ïëîõî?» – áûëî äëÿ íå¸ äåëîì ñâÿòûì.  ïàðòêîì ëå÷åáíîãî ó÷ðåæäåíèÿ, ãäå ïðîèçîø¸ë ñåé ïå÷àëüíûé èíöèäåíò, èç îáêîìîâñêîãî àðõèïåëàãà áûëî ñïóùåíî «ìíåíèå» ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ «âîïèþùåãî áåçîáðàçèÿ» è «ñäåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå îðãâûâîäû». Åñëè ïàðòèÿ ñêàçàëà: «Íàäî!» – ñëåäîâàëî îòâå÷àòü: «Åñòü!» – è äåëî çàâåðòåëîñü ñ êàëåéäîñêîïè÷åñêîé áûñòðîòîé.

Îïåðèðîâàâøèé ïàðòîêðàòà Õèðóðã, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «íå ìàëü÷èêîì, íî ìóæåì» â ïðîôåññèè. Ñâîþ òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü, ïî îêîí÷àíèè ìåäèíñòèòóòà â êîíöå ïÿòèäåñÿòûõ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà, îí íà÷èíàë â ãëóõîé ïåðèôåðèéíîé ó÷àñòêîâîé áîëüíè÷êå. Îïåðèðîâàòü ïðèõîäèëîñü ïðè ñâåòå êåðîñèíîâûõ ëàìï, ïàðàôèíîâûõ ñâå÷åé èëè àâòîìîáèëüíûõ ôàð, ñîãðåâàÿ õîëîäíóþ îïåðàöèîííóþ ãîðÿùèì â îöèíêîâàííîì òàçó ìåäèöèíñêèì ñïèðòîì. Ïî íî÷àì, óêðàäêîé, â ñòàðîé çàáðîøåííîé áàíå íà îêðàèíå ïîñ¸ëêà, îáëîæèâøèñü ó÷åáíèêàìè, îí îïåðèðîâàë óëè÷íûõ ñîáàê, îòðàáàòûâàÿ äî ñîâåðøåíñòâà è àâòîìàòèçìà ýòàïû ðåçåêöèè æåëóäêà èëè êèøå÷íèêà. Áûâøèé ñïîðòñìåí, íåêóðÿùèé è íåïüþùèé, âûðîñøèé â äàë¸êîé ëåñíîé äåðåâíå, áûë îäåðæèì æàæäîé çíàíèé è íåóòîìèìûì æåëàíèåì ñòàòü ïûòëèâûì ó÷¸íûì, õîðîøèì õèðóðãîì è äóìàþùèì, ãðàìîòíûì âðà÷îì-ïðîôåññèîíàëîì.

Читайте также:  Лечение кисты копчика в воронеже

 ãîðáîëüíèöå, ãäå îí òðóäèëñÿ, åìó «ïîäñîâûâàëè» ñàìûå ñëîæíûå, ñêàíäàëüíûå è íåÿñíûå ñëó÷àè, çàáèðàÿ «áëàòíûõ» è «ñëèâêè» ñåáå, ñ óäîâîëüñòâèåì ñî ñòîðîíû íàáëþäàÿ çà åãî ìíîãî÷àñîâûìè ñëîæíåéøèìè îïåðàöèÿìè è ïîñëåäóþùèìè òèòàíè÷åñêèìè óñèëèÿìè ïî âûõàæèâàíèþ áîëüíûõ. Åìó çàâèäîâàëè ÷¸ðíîé çàâèñòüþ è íåíàâèäåëè âñåìè ôèáðàìè ñâîèõ áåñòàëàííûõ äóøîíîê òå, êòî ïîñëå èíñòèòóòà «ïðûãàë» ñíà÷àëà â îðäèíàòóðêó, ïîòîì â àñïèðàíòóðêó, à äàëåå àâòîìàòè÷åñêè ñòàíîâèëñÿ øòàòíûì ñîòðóäíèêîì õèðóðãè÷åñêîé êàôåäðû. «Ñâàäåáíûì ãåíåðàëîì», íå óìåþùèì âûïîëíèòü íè ãàñòðýêòîìèþ, íè ãåïàòèêîåþíîàíàñòîìîç, íè ãåìèêîëýêòîìèþ. Äà ÷òî òàì -òîìèè è -ýêòîìèè. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà îíè ïðè ïëàíîâîì ãðûæåñå÷åíèè, âìåñòî ãðûæåâîãî ìåøêà, âñêðûâàëè ìî÷åâîé ïóçûðü è «ñòàðàòåëüíî» èñêàëè òàì ñîäåðæèìîå. Òàêèå «èíêóáàòîðñêèå» êàôåäðàëû íåðåäêî îáðàùàëèñü ê ãåðîþ íàøåãî ïîâåñòâîâàíèÿ ñ ïðîñüáîé ïîàññèñòèðîâàòü èì íà îïåðàöèè, à çàîäíî íàó÷èòü èõ óìó ðàçóìó è ðàñêðûòü ñâîé ñåêðåò, êàê õîòåëè â îäíîé ñêàçêå îò Ìàëü÷èøà-Êèáàëü÷èøà ïðîêëÿòûå áóðæóèíû. Õèðóðã íå îòêàçûâàë íèêîìó, èáî áûë îí áåñêîðûñòíûì ïîðÿäî÷íûì ÷åëîâåêîì, ÷åñòíî è ïðîôåññèîíàëüíî äåëàþùèì ñâî¸ äåëî, âåðèë â äîáðî è ñïðàâåäëèâîñòü. Âîò òîëüêî ñåìåíà ñâîè ñàæàë îí íå â òó ïî÷âó è íå âñõîäèëè îíè, èáî ðîñ òàì áóðüÿí ñîðíÿêîâ èç çàâèñòè, ëæè, ïðåäàòåëüñòâà, ïîäëîñòè è ñòóêà÷åñòâà.

Ñêîðîïîñòèæíî ñêîí÷àâøèéñÿ â õèðóðãè÷åñêîì îòäåëåíèè ïàðòèéíûé áîññ, èçíà÷àëüíî íå íàïðàâèë ñâîè ñòîïû â ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå äëÿ ëå÷åíèÿ ñóáúåêòîâ «ãîëóáûõ êðîâåé» ïîä íàçâàíèåì ñïåöáîëüíèöà, ïîñêîëüêó íå äîâåðÿë öàðèâøåé òàì ñèñòåìå ëå÷åíèÿ ïðèõîäÿùèìè ïðîôåññîðàìè. Îí ïðîñòî çàñåë çà òåëåôîí è íà÷àë ñîáèðàòü èíôîðìàöèþ ïî ñâîåé òåìå. Ãëàâíûé âîïðîñ, êîòîðûé åãî èíòåðåñîâàë – êîìó ìîæíî ãàðàíòèðîâàííî äîâåðèòü ñâî¸ äðàãîöåííîå çäîðîâüå è æèçíü, èáî îïåðàöèÿ ïðåäñòîÿëà, êàê áû è íå î÷åíü ñëîæíàÿ, íî è íå ïðîñòàÿ. Îí îáçâîíèë íåñêîëüêèõ ãëàâíûõ âðà÷åé ðåñïóáëèêàíñêèõ è ãîðîäñêèõ êëèíè÷åñêèõ áîëüíèö, ðåêòîðîâ ìåäèíñòèòóòà è ìåäàêàäåìèè, ãëàâíûõ õèðóðãîâ ðåñïóáëèêè è ãîðîäà. Ïîñëå êàæäîãî òåëåôîííîãî ðàçãîâîðà, íà ëåæàùåì ïåðåä íèì ëèñòî÷êå ïîÿâëÿëèñü ðàçëè÷íûå ôàìèëèè ñòîëè÷íûõ õèðóðãîâ, íåêîòîðûå èç íèõ ïîâòîðÿëèñü ïî íåñêîëüêó ðàç, äðóãèå – íàõîäèëèñü â ãîðäîì îäèíî÷åñòâå. Çàêîí÷èâ, ïàðòîêðàò ïîäâ¸ë èòî㠖 ñî çíà÷èòåëüíûì îòðûâîì îò îñòàëüíûõ êàíäèäàòîâ â ñïèñêå ôèãóðèðîâàëà îäíà ôàìèëèÿ – Õèðóðãà – è ïîåõàë íàâñòðå÷ó ñâîåé ñóäüáå.

Ïðè ïîñòóïëåíèè áîëüíîé ïðåäúÿâëÿë æàëîáû íà çàòðóäí¸ííîå ãëîòàíèå, ïîíà÷àëó ýïèçîäè÷åñêîå, íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ – ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííîå. Ãëîòàòü áûëî òðóäíî äîñòàòî÷íî òâ¸ðäóþ ïèùó (ìÿñî, õëåá), ïîòîì óæå ìÿãêóþ (êàøè, ïþðå), à ê ìîìåíòó îáðàùåíèÿ – è æèäêóþ (áóëüîí, ÷àé). Èíîãäà, ïðàâäó ãîâîðÿ, ñëó÷àëîñü è òàê, ÷òî æèäêîñòü âîîáùå íå ïðîõîäèëà, à òâ¸ðäàÿ ïèùà «ïðîâàëèâàëàñü» êàê áû ñàìà ïî ñåáå. Òåì íå ìåíåå, âî âðåìÿ åäû ïðèõîäèëîñü áåç êîíöà çàïèâàòü êóøàíüå è ïûòàòüñÿ ãëîòàòü ïî íåñêîëüêó ðàç. Ïîÿâèëèñü òàêæå ÷óâñòâî ææåíèÿ çà ãðóäèíîé è òóïûå ðàñïèðàþùèå áîëè ïîñëå åäû. Èçðåäêà íàáëþäàëîñü ñðûãèâàíèå íåïåðåâàðåííîé ïèùåé. Ïàöèåíò îñîáî ïîä÷åðêíóë, ÷òî ïðîáëåìû íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ âûïîëíÿåìîé èì îòâåòñòâåííîé, íàïðÿæ¸ííîé è íåðâíîé ðàáîòîé. Ïîõóäåë íà ïÿòü êèëîãðàìì çà ïîñëåäíèå ïîëãîäà.

Îáúåêòèâíî: ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñîçíàíèå ÿñíîå. Ïðàâèëüíîãî òåëîñëîæåíèÿ, íîðìîñòåíè÷åñêîé êîíñòèòóöèè. Êîæà è ñëèçèñòûå áëåäíûå. ßçûê âëàæíûé, îáëîæåí ñåðûì íàë¸òîì. Ñåðäöå – òîíû ïðèãëóøåíû, ðèòìè÷íûå. Àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå – ñòî ñåìíàäöàòü íà ñåìüäåñÿò ïÿòü ìèëëèìåòðîâ ðòóòíîãî ñòîëáà, ïóëüñ – ñåìüäåñÿò äâà â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, óäîâëåòâî- ðèòåëüíîãî íàïîëíåíèÿ. ˸ãêèå: äûõàíèå æ¸ñòêîå, õðèïîâ íåò. Æèâîò: ìÿãêèé, ñèììåòðè÷íûé, â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóåò, ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííûé. Ïå÷åíü ó êðàÿ ð¸áåðíîé äóãè. Ôèçèîëîãè÷åñêèå îòïðàâëåíèÿ â íîðìå.

Îáùèé àíàëèç êðîâè (íåçíà÷èòåëüíàÿ àíåìèÿ) è ìî÷è – â ïðåäåëàõ íîðìû. Áèîõèìèÿ êðîâè: óìåðåííûå ãèïîíàòðè-, êàëè- è àëüáóìèíåìèÿ. ÝÊà – â ïðåäåëàõ âîçðàñòíûõ èçìåíåíèé. ÔÃÄÑ: ïèùåâîä ðàñøèðåí, ñëèçèñòàÿ ãèïåðåìèðîâàíà, îò¸÷íà. Êàðäèÿ çàêðûòà è èìååò âèä ùåëè ñ íàáóõàþùèìè êðàÿìè. Çëîêà÷åñòâåííîå íîâîîáðàçîâàíèå, ïåïòè÷åñêàÿ ÿçâà ïèùåâîäà, îðãàíè÷åñêàÿ ïîñëåîæîãîâàÿ è ðóáöóþùàÿñÿ ñòðèêòóðû èñêëþ÷åíû. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïèùåâîäà ñ êîíòðàñòèðîâàíèåì: ïèùåâîä ðàñøèðåí, íîðìàëüíûé ðåëüåô ñëèçèñòîé îáîëî÷êè îòñóòñòâóåò; êîíòðàñò ñêàïëèâàåòñÿ â äèñòàëüíîì îòäåëå â âèäå óçêîé ñèììåòðè÷íîé âîðîíêè ñ ãëàäêèìè êîíòóðàìè, çàêàí÷èâàþùåéñÿ â ïðîåêöèè êàðäèàëüíîãî æîìà. Êîíñóëüòàöèÿ òåðàïåâòà: ïðîòèâîïîêàçàíèé äëÿ îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà íåò.

Íà îñíîâàíèè àíàìíåçà, îáúåêòèâíûõ è êëèíèêî-ëàáîðàòîðíûõ äàííûõ, à òàêæå ñïåöèàëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, ïàöèåíòó âûñòàâëåí äèàãíîç: «Àõàëàçèÿ êàðäèè II-III ñò.» – è íà÷àòà ïîäãîòîâêà ê îïåðàöèè.

Âïåðâûå ýòî çàáîëåâàíèå îïèñàë àíãëèéñêèé âðà÷ Thomas Willis â òûñÿ÷à øåñòüñîò ñåìüäåñÿò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó, íî ïàòîãåíåç åãî â íàñòîÿùåå âðåìÿ äî êîíöà íå âûÿñíåí. Äëÿ àõàëàçèè êàðäèè õàðàêòåðíà å¸ íåñïîñîáíîñòü ðàññëàáëÿòüñÿ â îòâåò íà ãëîòàíèå.  îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëåçíè âïåðâûå óïîìÿíóë Í.Â. Ýêê.  òûñÿ÷à âîñåìüñîò ñîðîê ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Ñ.Ï. Áîòêèí â «Êëèíè÷åñêèõ ëåêöèÿõ» ïîäðîáíî îïèñàë ñèìïòîìàòèêó, äèôäèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå «ïàðàëèòè÷åñêîãî ñóæåíèÿ ïèùåâîäà». Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïðè äàííîé ïàòîëîãèè ïîðàæàåòñÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêèé îòäåë âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, â îñíîâíîì, èíòðàìóðàëüíûé àïïàðàò – àóýðáàõîâñêîå ñïëåòåíèå, à òàêæå âîëîêíà áëóæäàþùåãî íåðâà.  ðåçóëüòàòå ðàçìûêàíèÿ íåðâíî-ðåôëåêòîðíîé äóãè íàðóøàåòñÿ ðåôëåêñ ðàñêðûòèÿ êàðäèè. Îñíîâûâàÿñü íà äàííîé êîíöåïöèè, Perry íàçâàë ýòî çàáîëåâàíèå àõàëàçèåé, õîòÿ â ïðàêòèêó ââ¸ë åãî À. Hurst (1914).  Ðîññèè íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èë òåðìèí «êàðäèîñïàçì», êîòîðûé ïðåäëîæèë â òûñÿ÷à äåâÿòüñîò ÷åòâ¸ðòîì ãîäó Johann Mikulicz-Radecki, ïîëàãàÿ, ÷òî â ðåçóëüòàòå ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû íàñòóïàåò ñïàçì íèæíåãî ïèùåâîäíîãî ñôèíêòåðà.

Äðóãèå àâòîðû ñ÷èòàþò, ÷òî çàáîëåâàíèå ðàçâèâàåòñÿ èç-çà âðîæä¸ííîãî îòñóòñòâèÿ, óìåíüøåíèÿ ãàíãëèîçíûõ êëåòîê èëè äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé èíòðàìóðàëüíûõ ãàíãëèîçíûõ ýëåìåíòîâ â ìûøå÷íîì è ïîäñëèçèñòîì ñëîÿõ êàðäèè è àáäîìèíàëüíîì îòäåëå ïèùåâîäà (Á.Â. Ïåòðîâñêèé).  ëèòåðàòóðå äàííàÿ ïàòîëîãèÿ îáîçíà÷àåòñÿ òàêæå êàê ôðåíîñïàçì, èäèîïàòè÷åñêîå (êàðäèîòîíè÷åñêîå) ðàñøèðåíèå ïèùåâîäà, ìåãàýçîôàãóñ è äð. Ìåæäó òåì, â ïîñëåäíèå ãîäû ïîÿâèëèñü ðàáîòû, êîòîðûå ïðîâîäÿò ÷¸òêóþ ãðàíèöó ìåæäó àõàëàçèåé ïèùåâîäà è êàðäèîñïàçìîì, ñ÷èòàÿ èõ îòäåëüíûìè ñàìîñòîÿòåëüíûìè íîçîëîãè÷åñêèìè åäèíèöàìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ðàçëè÷íûì óðîâíåì ïîðàæåíèÿ ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ó îäíèõ áîëüíûõ ñòðàäàþò ïðåèìóùåñòâåííî ïðåãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû äîðñàëüíîãî ÿäðà áëóæäàþùèõ íåðâîâ, è â ìåíüøåé ñòåïåíè – íåéðîíû àóýðáàõîâñêîãî ñïëåòåíèÿ, ó äðóãèõ – áîëüøåé ÷àñòüþ – ïîñòãàíãëèîíàðíûå íåéðîíû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äëÿ ëå÷åíèÿ íà÷àëüíûõ ñòàäèé àõàëàçèè ïðèìåíÿþò, â îñíîâíîì, êîíñåðâàòèâíûå ìåòîäû – áàëîííóþ êàðäèîäèëàòàöèþ, à òàêæå ýíäîñêîïè÷åñêîå èíòðàñôèíêòåðíîå ââåäåíèå áîòóëîòîêñèíà À (äèñïîðò).

Áîëüøèíñòâî ðàííèõ îïåðàòèâíûõ ìåòîäîâ îñíîâàíû íà ïðèìåíåíèè ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé ýçîôàãîêàðäèîìèîòîìèè, ïðåäëîæåííîé E. Heller (1913). Ìûøå÷íàÿ îáîëî÷êà êàðäèè è êàðäèàëüíîãî îòäåëà ïèùåâîäà ðàññåêàåòñÿ ïðîäîëüíî ïî ïåðåäíåé è çàäíåé ñòåíêàì íà ïðîòÿæåíèè âîñüìè-äåñÿòè ñàíòèìåòðîâ. Íåäîñòàòêàìè ìåòîäà ÿâëÿþòñÿ îáðàçîâàíèå äèâåðòèêóëîâ, ðóáöîâîé äåôîðìàöèè, ïîâðåæäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ðàçâèòèå ïåïòè÷åñêîãî ýçîôàãèòà. Ïîýòîìó

â äàëüíåéøåì áûëè ïðåäëîæåíû ðàçëè÷íûå ìîäèôèêàöèè ìåòîäà Ãåëëåðà, ñ öåëüþ çàêðûòèÿ îáíàæ¸ííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ñòåíêàìè ðÿäîì ðàñïîëîæåííûõ îðãàíîâ.  ÷àñòíîñòè, Ò.À. Ñóâîðîâà (1960) ïðåäëîæèëà ïîäøèâàòü ïåðåäíþþ ñòåíêó ìîáèëèçîâàííîãî äíà æåëóäêà ê êðàÿì äåôåêòà ìûøå÷íîé îáîëî÷êè ïèùåâîäà ïîñëå ïðîäîëüíîé âíåñëèçèñòîé êàðäèîìèîòîìèè.

Áîëüíîìó, ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì, áûëà âûïîëíåíà îïåðàöèÿ Ãåëëåðà-Ñóâîðîâîé, âî âðåìÿ êîòîðîé â îáëàñòè êàðäèè, ïî ïåðåäíåé ñòåíêå, îáíàðóæåíî èíòðàìóðàëüíîå îáðàçîâàíèå òóãî-ýëàñòè÷íîé êîíñèñòåíöèè, ïîäâèæíîå, äèàìåòðîì îêîëî îäíîãî ñàíòèìåòðà. Áåç ïîâðåæäåíèÿ ñëèçèñòîé, òóïî, äèãèòàëüíî, îáðàçîâàíèå âûäåëåíî, óäàëåíî è cito îòïðàâëåíî íà ïàòîãèñòîëîãèþ. Çàêëþ÷åíèå: íåâðèíîìà. Ïîñêîëüêó ýíäîñêîïè÷åñêè è ðåíòãåíîëîãè÷åñêè íàëè÷èå îïóõîëè â äîîïåðàöèîííîì ïåðèîäå èäåíòèôèöèðîâàíî íå áûëî, òî îïåðàöèîííàÿ «íàõîäêà» ÿâèëàñü ïîëíåéøåé íåîæèäàííîñòüþ äëÿ Õèðóðãà, à òàêæå, îòêðîâåííî ãîâîðÿ, åãî àññèñòåíòà íà îïåðàöèè è ëå÷àùåãî âðà÷à ïàöèåíòà (ìåíÿ), ñïåöèàëèñòîâ èíñòðóìåíòàëüíîé äèàãíîñòèêè è ñîòðóäíèêîâ õèðóðãè÷åñêîãî îòäåëåíèÿ.  ïðåäîïåðàöèîííîé, ñ ó÷¸òîì ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòà, ñîñòîÿëñÿ êîðîòêèé êîíñèëèóì ñ ïðèãëàøåíèåì ïðîôåññîðà, äîöåíòîâ êàôåäðû, íà÷ìåäà è çàâîòäåëåíèåì ñ âûíåñåíèåì êîëëåãèàëüíîãî ðåøåíèÿ.

Читайте также:  Операция киста копчика какой наркоз

Ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä ïðîòåêàë áåç îñëîæíåíèé. Íà òðåòüè ñóòêè áîëüíîé ïåðåâåä¸í èç ðåàíèìàöèè â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå, íà ïÿòûå – ñòàë ñàäèòüñÿ è õîäèòü ïî ïàëàòå, íà ñåäüìûå – â ïðèñóòñòâèè æåíû ïðîèçîøëà âíåçàïíàÿ îñòàíîâêà ñåðäöà. Ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ óñïåõà íå èìåëè, íà ôîíå îñòðîé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè íàñòóïèëà ñìåðòü.

Ãðîìû è ìîëíèè ìåòàëè ïàðòèéíûå áîíçû, áåç âòîðîé îáóâè è õàëàòîâ ââàëèâøèåñÿ â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå. Îñòàâëÿÿ íà ïîëó ãðÿçíûå ðàçâîäû è, òû÷à óêàçàòåëüíûìè ïàëüöàìè â ïîòîëîê, íà ïîâûøåííûõ òîíàõ, ñîâåðøåííî íå îáðàùàÿ âíèìàíèÿ íà áîëüíûõ, îíè ãðîçèëè ðàçáîðêàìè, âûâåäåíèåì íà ÷èñòóþ âîäó, èçãíàíèåì èç ñâÿùåííûõ ðÿäîâ ïàðòèè è óâîëüíåíèåì ñ «âîë÷üèì áèëåòîì».

Íà Õèðóðãà áûëî òÿæåëî ñìîòðåòü. Ñêàçàòü, ÷òî îí ñèëüíî ïåðåæèâàë ñìåðòü ñâîåãî ïàöèåíòà – çíà÷èò, íå ñêàçàòü íè÷åãî. Îí ïîïðîñèë âðåìåííî îñâîáîäèòü åãî îò äðóãèõ çàïëàíèðîâàííûõ îïåðàöèé è, ó÷èòûâàÿ åãî êîëîññàëüíûé àâòîðèòåò, åìó ïîøëè íàâñòðå÷ó. Òåì íå ìåíåå, íà óòðåííåì ðàïîðòå, ïðîôåññîð, âñåãäà âèäåâøèé â Õèðóðãå êîíêóðåíòà íà ñâî¸ ìåñòî, íå ïðåìèíóë çàìåòèòü, ÷òî êðàéíå óäèâë¸í èñõîäîì òàêîé, «â îáùåì-òî, íåñëîæíîé îïåðàöèè», è ÷òî ïàòîëîãîàíàòîìû äîëæíû «ñäåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû» â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ïîñëå ýòîãî îí øâûðíóë ñ êàôåäðû â ìîþ ñòîðîíó èñòîðèþ áîëåçíè, è íà ýòîì ïÿòèìèíóòêà çàêîí÷èëàñü.

Âñêðûòèå ïîêàçàëî, ÷òî õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî íå ÿâèëîñü íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé ëåòàëüíîãî èñõîäà â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå. Íî ïîñêîëüêó êîìàíäà «Ôàñ!» óæå ïðîçâó÷àëà, íè÷åãî íå îñòàâàëîñü äåëàòü, êàê óñòðîèòü ïîêàçàòåëüíûé «ðàçáîð ïîë¸òîâ».

 àóäèòîðèè, êóäà «ñîãíàëè» ìíîãèõ õèðóðãîâ, ïàòîëîãîàíàòîìîâ è âðà÷åé äðóãèõ ñïåöèàëüíîñòåé ñî âñåãî ãîðîäà, ÿáëîêó íåãäå áûëî óïàñòü. Áåç âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ñòàëî ÿñíî – «êàçíü» áóäåò ïîêàçàòåëüíîé, ÷òîáû äðóãèì íåïîâàäíî áûëî ïàðòðàáîòíèêîâ «ðåçàòü» è çà ñâîè «ïðåñòóïíûå äåëèøêè» îòâå÷àòü ïî âñåé ñòðîãîñòè ïðîôåññèè è çàêîíà.  ïðåçèäèóìå – íà÷àëüíèêè Óïðàâëåíèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ ãîðîäà è îòäåëà ëå÷åáíîé ïîìîùè Ìèíçäðàâà, ãëàâíûå âíåøòàòíûå ñïåöèàëèñòû è ïð. Ïîñëå «ïëàìåííîãî» âûñòóïëåíèÿ êóðàòîðà îáêîìà ïàðòèè, íàïðÿæåíèå äîñòèãëî ñâîåãî ìàêñèìàëüíîãî íàêàëà, è ñëîâî ïðåäîñòàâèëè ãëàâíîìó õèðóðãó ðåñïóáëèêè.

Ãëàâíûé ñïåöèàëèñò ïî îïåðàòèâíûì âìåøàòåëüñòâàì, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, áûë «ñòàðûì ìóäðûì åâðååì», õîðîøî çíàë Õèðóðãà íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò, è ñàì íåîäíîêðàòíî íàïðàâëÿë ê íåìó ñëîæíûõ ïàöèåíòîâ. Íå òî, ÷òîáû îíè äðóæèëè, íî óâàæàëè äðóã äðóãà îäíîçíà÷íî. È åù¸ îí çíàë, ÷òî íèêàêîé âèíû îïåðàòîðà â ñëó÷èâøåìñÿ íåò – âíåçàïíî «îòêàçàëî ñåðäöå», ÷òî, â ïðèíöèïå, ìîæåò ïðîèçîéòè (è íåðåäêî ïðîèñõîäèëî) ñ ëþáûì áîëüíûì. Âîò åñëè áû îí óìåð «íà ñòîëå» – òóò åù¸ ìîæíî áûëî ñîçäàòü ïðåöåäåíò, «óñòðîèòü ðàçáîðêó», à òàê… Äà äàæå åñëè áû è «íà ñòîëå» – íå îøèáàåòñÿ, êàê èçâåñòíî, òîëüêî òîò, íè÷åãî íå äåëàåò, à â õèðóðãèè è áåç îøèáîê â ëþáîé ìîìåíò ìîæåò ñëó÷èòüñÿ íåïðåäâèäåííîå. ×åñòíî ãîâîðÿ, ãëàâíûé õèðóðã îòíîñèëñÿ ê ïàðòèè, ñêàæåì òàê, ñäåðæàííî è íå ïëàíèðîâàë ñëåïî, êàê îïðè÷íèê, èñïîëíÿòü ÷üè-òî äèëåòàíòñêèå ïðèõîòè, òåì áîëåå, ÷òî ñâîèõ îí íèêîãäà íå ñäàâàë. Ðóãàë, îò÷èòûâàë, íàêàçûâàë, íî – íå ñäàâàë. È íà ýòîò ðàç íå ñîáèðàëñÿ íèêîãî ïîäñòàâëÿòü. Íàêàíóíå êîíôåðåíöèè îí ïîçâîíèë Õèðóðãó äîìîé, îáúÿñíèë ñèòóàöèþ, ïîääåðæàë ìîðàëüíî è îáåùàë ÷òî-íèáóäü ïðèäóìàòü, äàáû ñìÿã÷èòü íåïðèÿòíûé óäàð ñóäüáû. À ÷òî òóò ìîæíî áûëî ñîîáðàçèòü, åñëè ñïëåòíè óæå ðàñòàùèëè íà âåñü ãîðîä, êðàñíûå ôëàæêè ðàññòàâëåíû, à ñâîðà ïðåäàííûõ õîëîïîâ, íåòåðïåëèâî ïîâèçãèâàþùèõ, òîëüêî è æäàëà, îáëèçûâàÿñü, ñïóñêà ñ ïîâîäêîâ? Íî åâðåé – îí è â Àôðèêå åâðåé – è îí ïðèäóìàë. È óæå ãëóáîêîé íî÷üþ, îòõîäÿ êî ñíó, äîâîëüíûé ñàìèì ñîáîé, îí îáëèçíóë ñâîè òîëñòûå ãóáû ñ çàñòûâøåé åõèäíîé óëûáêîé, ïðåäâêóøàÿ ñêîðóþ ðåàëèçàöèþ ñâîåãî ãåíèàëüíîãî ïëàíà.

…Îáòåêàåìî è îáîáù¸ííî âûðàçèâ ñâî¸ ìíåíèå, ãëàâíûé õèðóðã ïåðåäàë ñëîâî ìèíèàòþðíîé, õóäåíüêîé æåíùèíå- ïàòîëîãîàíàòîìó, çàìåíèâøåé â ïîñëåäíþþ ìèíóòó ñâîþ êîëëåãó, ïðîâîäèâøóþ âñêðûòèå, íî «âíåçàïíî» çàáîëåâøóþ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû å¸ âñåì áûëî âèäíî è ñëûøíî èç-çà âûñîêîé òðèáóíû, ïðèøëîñü èñêàòü ïîäñòàâêó, êîòîðóþ íå íàøëè, îãðàíè÷èâøèñü ñòóëîì.

Ïðîçåêòîð, âåðîÿòíî, âïåðâûå âûñòóïàëà ïåðåä òàêîé ñîëèäíîé àóäèòîðèåé, à ïîòîìó, âöåïèâøèñü â òðèáóíó, ñâåðêàÿ î÷êàìè è, ðàñêà÷èâàÿñü êàê ìàÿòíèê íà ñòóëå, ïèñêëÿâûì ãîëîñîì çàòàðàòîðèëà çàðàíåå ïîäãîòîâëåííóþ «ñòàðøèìè òîâàðèùàìè» îáëè÷èòåëüíóþ ðå÷ü. Óäèâèòåëüíî, íî êàê òîëüêî îíà ïðîèçíåñëà ïåðâûå íåñêîëüêî ôðàç, íàïðÿæåíèå â çàëå ñëîâíî ðàñòâîðèëîñü, êîå-ãäå ïîñëûøàëèñü ñìåøêè è ïîêà ñîëèòàðíûå âñõëèïû, êîòîðûå áûâàþò â ñëó÷àå, åñëè ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ â ïðèëè÷íîì îáùåñòâå ïîäàâèòü ñìåõ. Äàëüøå – áîëüøå. Óæå ÷ëåíû óâàæàåìîãî ïðåçèäèóìà ïðèêðûâàëè ðòû ëàäîøêàìè, à íåêîòîðûå «ýêçåêóòîðû» ñòàëè äåìîíñòðàòèâíî îòâîðà÷èâàòüñÿ â ñòîðîíó, äåëàÿ âèä, ÷òî âûòèðàþò ëèöî íîñîâûì ïëàòêîì. Êàê íè ïûòàëñÿ óëûáàþùèéñÿ ïðåäñåäàòåëüñòâóþùèé íàâåñòè ïîðÿäîê â àóäèòîðèè – âñ¸ áûëî òùåòíî. Âûñòóïàâøàÿ, ñëîâíî îïûòíûé ïèîíåð, ðàçâîäÿùèé â ìîêðîì ëåñó êîñò¸ð, ñëîâî çà ñëîâîì äîáàâëÿëà èñêîðêè âåñåëüÿ â âîññåäàâøèå ðÿäû êîëëåã, êîå êòî èç êîòîðûõ, îñîáåííî â çàäíèõ ðÿäàõ, óæå ñîãíóëñÿ ïîïîëàì îò áåççâó÷íîãî õîõîòà, íå â ñèëàõ ïðîòèâîñòîÿòü óñëûøàííîìó.

Ïðè÷èíà òàêîãî âåñåëüÿ áûëà áàíàëüíà è îðäèíàðíà. Ïàòîëîãîàíàòîì êàðòàâèëà; ãóãíÿâèëà æóòêî, íåùàäíî è ÷óäîâèùíî. Äàæå äåäóøêå Ëåíèíó ñ åãî èçâåñòíîé ôðàçîé – «åòè ïîèòè÷åñêèå ïõîñòèòüþòêè ïüåäàëè åâîëþñèþ» – áûëî äî íå¸ îõ êàê äàëåêî! È ýòî áûë íå ïðîñòî «ôåôåêò ôèõñèè», êàê ãîâîðèë âåëèêèé þìîðèñò Àðêàäèé Ðàéêèí. È ýòî áûëè íå ïðîñòî äèñëàëèÿ è ïàðàëàëèÿ â êâàäðàòå, ýòî áûëî êîñíîÿçû÷èå, ãðàññèðîâàíèå è øåïåëÿâîñòü â êóáå. Áóêâû «ö», «÷», «ù», «ø», «æ», «ç», «ð», «ë» è äðóãèå, êàêèì-òî íåâåäîìûì ïóò¸ì íà õîäó ìåíÿëèñü ìåñòàìè, ôîðìèðóÿ èç ðå÷è êëåéêóþ îäíîðîäíóþ øèïÿùóþ ìàññó, âëèâàþùóþñÿ â óøíûå ðàêîâèíû ä¸ðãàþùåãîñÿ îò ãîìåðè÷åñêîãî õîõîòà âðà÷åáíîãî ñîîáùåñòâà.

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ñàìà ëåêòîð ñîâåðøåííî íå îáðàùàëà âíèìàíèÿ íà êëîíèêî-òîíè÷åñêîå ñóäîðîæíîå ñîñòîÿíèå àóäèòîðèè, à ñ ñàìûì ñåðü¸çíûì âûðàæåíèåì ëèöà ïðîäîëæàëà ïîýòàïíî çà÷èòûâàòü ïðîòîêîë ïàòîëîãîàíàòîìè÷åñêîãî âñêðûòèÿ. Êîãäà îíà ïðîèçíåñëà ôðàçó: «Ïîöêè ïóñûñòûå, ïóñûñòûå», êòî-òî íå âûäåðæàë è, äàâÿñü îò ñìåõà, âûêðèêíóë: «À ïå÷åíü?». «Ïåöåíü? Ïåöåíü… Ïåöåíü íå óâåëèöåíà», – áûë îòâåò.

Çàë ðûäàë è ïëàêàë.

…Ãðîçà, êîòîðóþ ñ íåòåðïåíèåì òàê îæèäàëà ÷àñòü ìåäèöèíñêîãî ñîîáùåñòâà, ïðîøëà ñòîðîíîé, îñòàâèâ íà ãëàçàõ ìíîãèõ áðûçãè ñë¸ç íå ïå÷àëè è ãîðÿ, íî ðàäîñòè è âåñåëüÿ.

Ïî÷òè íè ó êîãî óæå íå áûëî æåëàíèÿ â ÷¸ì-òî ðàçáèðàòüñÿ è êîãî-òî îáñóæäàòü ïîñëå íàñûùåííîãî òðóäîâîãî äíÿ, ñäîáðåííîãî õîðîøåé ïîðöèåé þìîðà.

Ñäåðæàòü, âûòåêàþùóþ èç äóøíîé àóäèòîðèè, è, ñìåþùóþñÿ íà õîäó òîëïó, áûëî ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî.

Íèêòî íå îáðàòèë âíèìàíèÿ íà äâóõ ëþäåé â êîðèäîðå, êîòîðûå îáìåíÿëèñü êðåïêèì ðóêîïîæàòèåì, à ïîòîì îäèí èç íèõ ïîõëîïàë äðóãîãî ïî ïëå÷ó è ñêàçàë ÷òî-òî îáîäðÿþùåå. Ýòî áûëè ãëàâíûé õèðóðã ðåñïóáëèêè è Õèðóðã.

Îíè áûëè ò¸çêàìè, ïðîôåññèîíàëàìè è ïîðÿäî÷íûìè ëþäüìè.

Îíè áûëè íàñòîÿùèìè êîëëåãàìè.

Äëÿ áîëüøèíñòâà ðóññêèõ äîêòîðîâ è âðà÷åé ñîâåòñêîé çàêàëêè ïîíÿòèÿ î ñîâåñòè, ÷åñòè è äîñòîèíñòâå áûëè íå ïðîñòî ïóñòûì çâóêîì.

Ñåé÷àñ ýòîãî ìíîãèì íå ïîíÿòü.

Ìû òåðÿåì ýòè êà÷åñòâà ïîñòåïåííî, íî áåçâîçâðàòíî.

 ÌÊÁ (ìåæäóíàðîäíîé êëàññèôèêàöèè áîëåçíåé) ìîæåò ïîÿâèòüñÿ íîâàÿ íîçîëîãèÿ ïîä íàçâàíèåì «Äóõîâíàÿ àõàëàçèÿ».

 êîãî ìû ìîæåì òðàíñôîðìèðîâàòüñÿ?

 ðàâíîäóøíûõ, áåçðàçëè÷íûõ, áåçäóõîâíûõ îñîáåé â ÷åëîâå÷åñêîé îáîëî÷êå?

Ìîæåò, åù¸ íå ïîçäíî îñòàíîâèòüñÿ, îäóìàòüñÿ, èçìåíèòüñÿ?

Îòðûâîê èç êíèãè “Èç æèçíè âðà÷à “Ñêîðîé ïîìîùè”, Êàçàíü, 2016.

https://proza.ru/2016/09/10/1244

*******

Ñâåòëîé ïàìÿòè ìîåãî îòöà, ïåðâîãî Ó÷èòåëÿ â ïðîôåññèè è æèçíè –

Ìàâðèíà Ìèõàèëà Èâàíîâè÷à,

äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê, õèðóðãà ñ 65-ëåòíèì ñòàæåì,

õóäîæíèêà, êëèíè÷åñêîãî ôèçèîëîãà, ïîðÿäî÷íîãî ÷åëîâåêà –

Ï Î Ñ Â ß Ù À Å Ò Ñ ß …

Àâòîð ïîñòà: Âðà÷ ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè Ìàâðèí Â.Ì.

Источник