Копчик в скелете человек это атавизм

Копчик в скелете человек это атавизм thumbnail

Часть I.

6 – Энгельс.

5 – «Основные этапы антропогенеза».

  1. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:

1 – рудименты;

2 –атавизмы;

3 – гомологичные органы;

4 –аналогичные органы.

  1. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:

1 – да; 2 – нет.

  1. Атавизмы – это:

1 –органы, имеющие сходное строение и происхождение;

2 –органы, утратившие в процессе эволюции свое значение;

3 –многососковость;

4 –волосяной покров на лице человека;

5 –нет правильного ответа.

  1. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:

1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них;

2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния;

3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной;

4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды.

  1. Современный человек относится к виду:

1 – Обезьяночеловек;

2 – Человек прямоходящий;

3 – Человек умелый;

4 – Человек неандертальский;

5 – нет правильного ответа.

  1. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:

1 – в процессе филогенеза;

2 – в процессе анабиоза;

3– в процессе онтогенеза.

  1. Австралопитеки обитали:

1 – в лесах с пышной тропической растительностью;

2 – в горах;

3– на равнинных безлесных пространствах, среди скал.

  1. Объем черепа австралопитеков:

1 – 1000–1200см3;

2 – 1300–1500см3;

3–нет правильного ответа.

  1. Признаки, характерные для монголоидов:

1 –прямые или волнистые, часто светлые волосы;

2 –значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова;

3–жесткие, прямые и темные волосы;

4– лицо широкое, уплощенное;

5–скулы сильно выступают;

6–складка верхнего века развита слабо;

14. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

  1. – да; 2 – нет.

  1. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:

1 – умелого;

2 – прямоходящего;

3 – неандертальского;

4– разумного.

  1. Техника обработки камня впервые появилась у:

1 – питекантропов;

2 – синантропов;

3 – неандертальцев;

4 – кроманьонцев;

5 – Человека умелого.

  1. Неандертальцы одевались в:

1 – шкуры;

2 – маскировочные халаты;

3 – одежды не было совсем.

  1. В антропогенезе на ранних стадиях развития:

1 – социальные факторы преобладали над биологическими;

2 – биологические факторы преобладали над социальными;

3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;

4 – социальные факторы не действовали;

Часть II

  1. Какое систематическое положение занимает человек в системе органического мира?

  2. Что относится к социальным факторам движущего антропогенеза?

  3. Установите, соответствие рас и их признаков:

Расы

Признаки

А) австрало-негроидная

  1. Светлая или смуглая кожа

Б) монголоидная

  1. Жесткие волосы

В) европеоидная

  1. Темная кожа

  1. Широкий нос

  1. Уплощенное лицо

  1. Хорошо развитый волосяной покров

  1. Тонкие губы

  1. Сильно выступающие скулы

  1. Толстые губы

  1. Борода и усы растут слабо

  1. Заметно развитое «третье веко»

  1. Узкий выступающий нос

Контрольная работа по теме «Антропогенез»

2 вариант

Часть I

  1. Копчик в скелете человека – это атавизм:

1 – да; 2 – нет.

  1. Предпосылки антропогенеза:

1–прямохождение;

2–стадность обезьяноподобных предков человека;

3 – использование мясной пищи и огня;

4 – трудовая деятельность в обществе;

5 – членораздельная речь;

  1. Причины возникновения членораздельной речи:

1 – общественный характер труда;

  1. – высокий уровень развития мозга;

3 – наследственная изменчивость и естественный отбор;

  1. Социальные особенности человека способны передаваться от предков к потомству:

1 – да; 2 – нет.

  1. Современный человек относится к виду:

1 – Человек разумный;

2– Человек умелый;

3 – Человек прямоходящий;

4 – Человек неандертальский.

  1. Образ жизни австралопитеков:

  1. – стадный; 2 – парами; 3 – одиночный.

  1. Австралопитеки изготавливали грубые каменные ножи:

1 – да; 2 – нет.

  1. Человек умелый отличается от австралопитеков:

1 – внешним видом;

2 – способностью использовать предметы в качестве готовых орудий труда;

3 – способностью изготавливать орудия труда;

  1. Биологические факторы антропогенеза:

  1. Рудиментарными являются органы:

1 – третье веко;

2 – аппендикс;

3 – имеющие сходное строение и происхождение;

4 – выполняющие однородные функции

  1. Основные человеческие расы:

1 – малайская;

2 – европеоидная;

3 – монголоидная;

4 – негроидная;

  1. Питекантроп относится к виду:

1 – Человек умелый;

2 – Человек разумный;

3 – Человек прямоходящий;

4 – Человек неандертальский;

5– нет правильного ответа.

  1. Для древнейших людей характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

1–да; 2–нет.

  1. Развитый подбородочный выступ питекантропа указывает на хорошее развитие членораздельной речи:

1 – да; 2 – нет.

  1. Неандертальцы жили в условиях наступления ледников:

1 – да; 2 – нет.

  1. Признаки, характерные для европеоидов:

1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы;

2 – значительное развитие волосяного покрова на лице;

3 – жесткие, прямые и темные волосы;

4 – лицо широкое, уплощенное;

5 – складка верхнего века развита слабо

  1. Расизм – это:

1 – наука о расах;

2 – наука о происхождении человека;

3 – учение о неравноценности человеческих рас;

4 – учение о делении общества на классы.

  1. В антропогенезе на современном этапе:

1 – социальные факторы преобладают над биологическими;

2 – биологические факторы преобладают над социальными;

3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;

4 – биологические факторы полностью утратили значение;

Часть II

  1. Какие признаки характерны для человеческих рас?

  2. Что относится к биологическим факторам движущего антропогенеза?

  3. Установите, в какой хронологической последовательности появились группы людей на Земле:

А) кроманьонец

Б) рамапитеки

В) питекантроп

Г) человек умелый

Д) австралопитек

Е) неандерталец

Ответы к контрольной работе: «Антропогенез».

1 вариант Часть I

  1. 4

  2. 6

  3. 3

  4. 2,3,6,7,8

  5. 1,2

  6. 2

  7. 3,4

  8. 3

  9. 5

  10. 3

  11. 3

  12. 3

  13. 3,4,5

  14. 2

  15. 4

  16. 5

  17. 1

  18. 2

1 вариант Часть II

  1. Тип – Хордовые

Подтип – Позвоночные

Класс – Млекопитающие

Отряд – Приматы

Семейство – Гомминид

Род – Человек

Вид – Человек разумный.

  1. Речь, трудовая деятельность, мышление, общественный образ жизни.

  2. А -3,4,9

Б) – 2,5,8,10,11

В) – 1,6,7,12

2 вариант Часть I

  1. 2

  2. 1,2,3

  3. 1,2,3

  4. 2

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. 3

  9. 2,5

  10. 1,2

  11. 2,3,4

  12. 3

  13. 1

  14. 2

  15. 1

  16. 1,2,5

  17. 3

  18. 1

2.вариант Часть II

1) К человеческим раса характерны такие признаки, как физиологические: тип, цвет глаз и кожи, структура волос, пропорции тела, разрез глаз.

Читайте также:  Шишка на копчике не беспокоит

2) наследственная изменчивость, естественный отбор, мутации, изоляции, дрейф генов.

3) Б, Д, Г, В, Е, А.

Источник

Часть I.

6 – Энгельс.

5 – «Основные этапы антропогенеза».

  1. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:

1 – рудименты;

2 –атавизмы;

3 – гомологичные органы;

4 –аналогичные органы.

  1. Борозды и извилины коры больших полушарий характерны для представителей всех классов позвоночных животных:

1 – да; 2 – нет.

  1. Атавизмы – это:

1 –органы, имеющие сходное строение и происхождение;

2 –органы, утратившие в процессе эволюции свое значение;

3 –многососковость;

4 –волосяной покров на лице человека;

5 –нет правильного ответа.

  1. Значение прямохождения в процессе антропогенеза заключалось в том, что:

1 – обезьяны получили возможность сбивать палкой высоко подвешенные фрукты или дотягиваться до них;

2 – обезьяны в поисках добычи могли прыгать на большие расстояния;

3 – разделились функции рук и ног, рука стала свободной;

4 – крестец стал более подвижным, что облегчило роды.

  1. Современный человек относится к виду:

1 – Обезьяночеловек;

2 – Человек прямоходящий;

3 – Человек умелый;

4 – Человек неандертальский;

5 – нет правильного ответа.

  1. Абстрактное мышление, членораздельная речь, способность к коллективной трудовой деятельности развиваются у человека:

1 – в процессе филогенеза;

2 – в процессе анабиоза;

3– в процессе онтогенеза.

  1. Австралопитеки обитали:

1 – в лесах с пышной тропической растительностью;

2 – в горах;

3– на равнинных безлесных пространствах, среди скал.

  1. Объем черепа австралопитеков:

1 – 1000–1200см3;

2 – 1300–1500см3;

3–нет правильного ответа.

  1. Признаки, характерные для монголоидов:

1 –прямые или волнистые, часто светлые волосы;

2 –значительное развитие на лице у мужчин волосяного покрова;

3–жесткие, прямые и темные волосы;

4– лицо широкое, уплощенное;

5–скулы сильно выступают;

6–складка верхнего века развита слабо;

14. Для кроманьонцев были характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

  1. – да; 2 – нет.

  1. Членораздельная речь хорошо развита у Человека:

1 – умелого;

2 – прямоходящего;

3 – неандертальского;

4– разумного.

  1. Техника обработки камня впервые появилась у:

1 – питекантропов;

2 – синантропов;

3 – неандертальцев;

4 – кроманьонцев;

5 – Человека умелого.

  1. Неандертальцы одевались в:

1 – шкуры;

2 – маскировочные халаты;

3 – одежды не было совсем.

  1. В антропогенезе на ранних стадиях развития:

1 – социальные факторы преобладали над биологическими;

2 – биологические факторы преобладали над социальными;

3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;

4 – социальные факторы не действовали;

Часть II

  1. Какое систематическое положение занимает человек в системе органического мира?

  2. Что относится к социальным факторам движущего антропогенеза?

  3. Установите, соответствие рас и их признаков:

Расы

Признаки

А) австрало-негроидная

  1. Светлая или смуглая кожа

Б) монголоидная

  1. Жесткие волосы

В) европеоидная

  1. Темная кожа

  1. Широкий нос

  1. Уплощенное лицо

  1. Хорошо развитый волосяной покров

  1. Тонкие губы

  1. Сильно выступающие скулы

  1. Толстые губы

  1. Борода и усы растут слабо

  1. Заметно развитое «третье веко»

  1. Узкий выступающий нос

Контрольная работа по теме «Антропогенез»

2 вариант

Часть I

  1. Копчик в скелете человека – это атавизм:

1 – да; 2 – нет.

  1. Предпосылки антропогенеза:

1–прямохождение;

2–стадность обезьяноподобных предков человека;

3 – использование мясной пищи и огня;

4 – трудовая деятельность в обществе;

5 – членораздельная речь;

  1. Причины возникновения членораздельной речи:

1 – общественный характер труда;

  1. – высокий уровень развития мозга;

3 – наследственная изменчивость и естественный отбор;

  1. Социальные особенности человека способны передаваться от предков к потомству:

1 – да; 2 – нет.

  1. Современный человек относится к виду:

1 – Человек разумный;

2– Человек умелый;

3 – Человек прямоходящий;

4 – Человек неандертальский.

  1. Образ жизни австралопитеков:

  1. – стадный; 2 – парами; 3 – одиночный.

  1. Австралопитеки изготавливали грубые каменные ножи:

1 – да; 2 – нет.

  1. Человек умелый отличается от австралопитеков:

1 – внешним видом;

2 – способностью использовать предметы в качестве готовых орудий труда;

3 – способностью изготавливать орудия труда;

  1. Биологические факторы антропогенеза:

  1. Рудиментарными являются органы:

1 – третье веко;

2 – аппендикс;

3 – имеющие сходное строение и происхождение;

4 – выполняющие однородные функции

  1. Основные человеческие расы:

1 – малайская;

2 – европеоидная;

3 – монголоидная;

4 – негроидная;

  1. Питекантроп относится к виду:

1 – Человек умелый;

2 – Человек разумный;

3 – Человек прямоходящий;

4 – Человек неандертальский;

5– нет правильного ответа.

  1. Для древнейших людей характерны зачатки речи в виде нечленораздельных звуков:

1–да; 2–нет.

  1. Развитый подбородочный выступ питекантропа указывает на хорошее развитие членораздельной речи:

1 – да; 2 – нет.

  1. Неандертальцы жили в условиях наступления ледников:

1 – да; 2 – нет.

  1. Признаки, характерные для европеоидов:

1 – прямые или волнистые, часто светлые волосы;

2 – значительное развитие волосяного покрова на лице;

3 – жесткие, прямые и темные волосы;

4 – лицо широкое, уплощенное;

5 – складка верхнего века развита слабо

  1. Расизм – это:

1 – наука о расах;

2 – наука о происхождении человека;

3 – учение о неравноценности человеческих рас;

4 – учение о делении общества на классы.

  1. В антропогенезе на современном этапе:

1 – социальные факторы преобладают над биологическими;

2 – биологические факторы преобладают над социальными;

3 – действие биологических и социальных факторов уравновесилось;

4 – биологические факторы полностью утратили значение;

Часть II

  1. Какие признаки характерны для человеческих рас?

  2. Что относится к биологическим факторам движущего антропогенеза?

  3. Установите, в какой хронологической последовательности появились группы людей на Земле:

А) кроманьонец

Б) рамапитеки

В) питекантроп

Г) человек умелый

Д) австралопитек

Е) неандерталец

Ответы к контрольной работе: «Антропогенез».

1 вариант Часть I

  1. 4

  2. 6

  3. 3

  4. 2,3,6,7,8

  5. 1,2

  6. 2

  7. 3,4

  8. 3

  9. 5

  10. 3

  11. 3

  12. 3

  13. 3,4,5

  14. 2

  15. 4

  16. 5

  17. 1

  18. 2

1 вариант Часть II

  1. Тип – Хордовые

Подтип – Позвоночные

Класс – Млекопитающие

Отряд – Приматы

Семейство – Гомминид

Род – Человек

Вид – Человек разумный.

  1. Речь, трудовая деятельность, мышление, общественный образ жизни.

  2. А -3,4,9

Читайте также:  Ушиб мягких тканей в области копчика

Б) – 2,5,8,10,11

В) – 1,6,7,12

2 вариант Часть I

  1. 2

  2. 1,2,3

  3. 1,2,3

  4. 2

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. 3

  9. 2,5

  10. 1,2

  11. 2,3,4

  12. 3

  13. 1

  14. 2

  15. 1

  16. 1,2,5

  17. 3

  18. 1

2.вариант Часть II

1) К человеческим раса характерны такие признаки, как физиологические: тип, цвет глаз и кожи, структура волос, пропорции тела, разрез глаз.

2) наследственная изменчивость, естественный отбор, мутации, изоляции, дрейф генов.

3) Б, Д, Г, В, Е, А.

Источник

А в 2006 году американский биолог Мэтью Харрис из Университета штата Висконсин заметил на конце клюва эмбриона курицы выросты, напоминающие зубы. Эмбрион был подвержен смертельной генетической мутации talpid 2 и не имел шансов дожить до вылупления из яйца. Однако за время этой короткой жизни в клюве несостоявшегося цыпленка выработались два типа тканей, из которых формируются зубы. Строительный материал для подобных тканей гены современных птиц не кодируют — эта способность была утрачена предками пернатых десятки миллионов лет назад. Зародыши зубов у эмбриона курицы не были похожи на тупоконечные моляры млекопитающих — они имели заостренную коническую форму, совсем как у крокодилов, которые, как динозавры и птицы, включаются в группу архозавров. Кстати, выращивать моляры у куриц пробовали и успешно, когда методом генной инженерии внедряли в куриный геном гены, отвечающие за развитие зубов у мышей. Но зубы эмбриона, которого исследовал Харрис, появились без всякого постороннего вмешательства.

«Зубные» ткани возникали благодаря чисто куриным генам. Значит, эти гены, не проявлявшиеся в фенотипе, дремали где-то в глубине генома, и лишь фатальная мутация их пробудила. Для подтверждения своего предположения Харрис провел эксперимент с уже вылупившимися цыплятами. Он заразил их вирусом, искусственно созданным методом генной инженерии, — вирус имитировал молекулярные сигналы, возникающие при мутации talpid 2. Эксперимент принес результат: на клюве цыплят на короткое время появлялись зубы, которые затем бесследно растворялись в ткани клюва. Работу Харриса можно считать доказательством того факта, что атавистические признаки есть следствие нарушений в развитии зародыша, которые пробуждают давно замолкшие гены, и главное — гены давно утраченных признаков могут продолжать находиться в геноме почти 100 млн лет спустя после того, как эволюция эти признаки уничтожила. Почему такое происходит, точно неизвестно. Согласно одной из гипотез, «молчащие» гены могут оказаться не совсем молчащими. У генов есть свойство плейотропичности — это возможность одновременного влияния не на одну, а на несколько фенотипических черт. В этом случае одна из функций может быть блокирована другим геном, при том что другие остаются вполне «рабочими».

Удавы и питоны имеют так называемые анальные шпоры — одиночные когти, являющиеся рудиментом задних ног. Известны случаи появления у змей атавистических конечностей.

Странная живучесть

Узнать о зубастых цыплятах и совершить открытие удалось почти случайно — все из-за того, что, как уже говорилось, мутация убивала эмбрион еще до появления на свет. Но очевидно, что мутации или другие изменения, вызывающие к жизни древние гены, могут оказаться и не столь фатальными. Иначе как объяснить гораздо более известные случаи атавизмов, обнаруженных у вполне жизнеспособных существ? Вполне совместимы с жизнью такие наблюдаемые у человека атавизмы, как многопальцевость (полидактилия) на руках и ногах, многососковость, случающаяся и у высших приматов. Полидактилия свойственна лошадям, которые при нормальном развитии ходят на одном пальце, ноготь которого превратился в копыто. Но для древних предков лошади многопальцевость была нормой.

Существуют отдельные случаи, когда атавизм привел к серьезному эволюционному повороту в жизни организмов. Клещи семейства Crotonidae атавистическим путем вернулись к половому размножению, в то время как их предки размножались партеногенезом. Нечто сходное произошло у ястребинки волосистой (Hieracium pilosella) — травянистого растения семейства астровых. Далеко не все, кого в зоологии называют четвероногими (tetrapoda), четвероноги на самом деле. Например, змеи и китообразные происходят от сухопутных предков и также включаются в надкласс tetrapoda. Змеи утратили конечности вчистую, у китообразных передние конечности стали плавниками, а задние практически исчезли. Но появление атавистических конечностей отмечено как у змей, так и у китообразных. Известны случаи, когда у дельфинов обнаруживалась пара задних плавников, и четвероногость как бы восстанавливалась.

Рудиментарные кости таза некоторых китообразных давно утратили свою первоначальную функцию, однако их бесполезность поставлена под сомнение. Этот рудимент не только напоминает о том, что киты произошли от четвероногих, но и играет актуальную роль в процессе размножения.

Больше кость — больше потомства

Впрочем, о четвероногости у китов напоминает кое-что еще, и здесь мы переходим к области рудиментов. Дело в том, что у некоторых видов китообразных сохранились рудименты тазовых костей. Эти кости уже давно не связаны с позвоночником, а значит, и со скелетом в целом. Но что же заставило природу сохранить информацию о них в генном коде и передавать ее по наследству? В этом главная загадка всего явления под названием рудиментация. Согласно современным научным представлениям, о рудиментах не всегда можно говорить как о лишних или бесполезных органах и структурах. Вероятнее всего, одна из причин их сохранения именно в том, что эволюция нашла рудиментам новое, не свойственное ранее применение. В 2014 году американские исследователи из Университета Южной Каролины опубликовали в журнале Evolution интересную работу. Ученые исследовали размеры тазовых костей китов и пришли к выводу, что эти размеры коррелируются с размером пенисов, а мышцы пениса крепятся как раз к рудиментарным тазовым костям. Таким образом, от величины кости зависела величина китового полового органа, а большой пенис предопределял успех в размножении.

Источник

Рудиментарные органы человека – это аппендикс, зубы мудрости, ушные мышцы, эпикантус, копчик, пирамидальная мышца живота и моганиевы желудочки гортани.

Рудиментарными называют органы, которые утратили свое значение в ходе эволюционного развития. Они закладываются еще во внутриутробном состоянии и сохраняются на всю жизнь в отличие от так называемых провизорных (временных) органов, которые есть только у зародышей. От атавизмов рудименты отличаются тем, что первые встречаются крайне редко (сплошной волосяной покров у человека, дополнительные пары молочных желез, развитие хвоста и т. д.), вторые же — присутствуют почти у всех представителей вида. О них — рудиментарных органах человека — и поговорим.

Вообще вопрос о том, какова роль рудиментов в жизни того или иного организма и что, собственно, считать таковыми, все еще остается довольно сложным для физиологов. Ясно одно: рудиментарные органы помогают проследить путь филогенеза. Рудименты показывают наличие родства между современными и вымершими организмами. А еще эти органы в числе прочего являются доказательством действия естественного отбора, удаляющего ненужный признак. Какие же человеческие органы можно считать рудиментами?

Читайте также:  Грыжа копчика лечение без операции

Копчик

Это нижний отдел позвоночника, который состоит из трех или пяти сросшихся позвонков. Он представляет собой не что иное, как наш рудиментарный хвост. Несмотря на рудиментарный характер, копчик является довольно важным органом (как и другие рудименты, которые, хоть и утратили большую часть своего функционала, все еще остаются весьма полезными для нашего организма).

Схема копчика человека / ©Flickr

Передние отделы копчика необходимы для прикрепления мышц и связок, которые участвуют в функционировании органов мочеполовой системы и дистальных отделов толстого кишечника (к ним крепятся копчиковая, подвздошно-копчиковая и лобково-копчиковая мышцы, которые формируют мышцу, поднимающую задний проход, а также заднепроходно-копчиковая связка). Помимо того, к копчику прикрепляется часть мышечных пучков большой ягодичной мышцы, которая отвечает за разгибание бедра. А еще копчик нужен нам для того, чтобы правильно распределять физическую нагрузку на таз.

Зубы мудрости

Это восьмые зубы в зубном ряду, в простонародье именуемые восьмеркой. Как известно, свое название «восьмерки» получили в связи с тем, что прорезаются значительно позже остальных зубов — в среднем в возрасте от 18 до 25 лет (у некоторых людей не прорезаются вообще). Зубы мудрости считаются рудиментами: в свое время они были необходимы нашим предкам, но после того как рацион питания Homo sapiens значительно изменился (уменьшилось потребление твердой и жесткой пищи, люди стали употреблять еду, подвергшуюся термической обработке), а объем мозга увеличился (вследствие чего природе «пришлось» уменьшить челюсти Homo sapiens) — зубы мудрости решительно «отказываются» вписаться в наш зубной ряд.

Рентгеновский снимок зубов мудрости, растущих неправильно / ©Flickr

Эти «хулиганы» среди зубов то и дело норовят вырасти вкривь и вкось, из-за чего изрядно мешают другим зубам и общей гигиене полости рта: вследствие неправильного расположения «восьмерок» между ними и соседними зубами то и дело застревает пища. Да и зубной щетке добраться до зубов мудрости не так-то просто, поэтому их часто поражает кариес, что приводит к удалению больного зуба. Однако при правильном расположении зубов мудрости они, к примеру, могут служить опорой для мостовидных протезов.

Аппендикс

В среднем длина придатка слепой кишки у человека составляет около 10 см, ширина — всего 1 см. Тем не менее он может доставить нам много хлопот, а в средние века «болезнь кишок» и вовсе являлась смертным приговором. Нашим предкам аппендикс помогал переваривать грубую пищу и, конечно, играл очень важную роль в функционировании всего организма. Но и сегодня этот орган вовсе не так бесполезен. Серьезную пищеварительную функцию он, правда, давно не выполняет, зато выполняет защитную, секреторную и гормональную функции.

Удаленный аппендикс / ©Flickr

Ушные мышцы

Представляют собой мышцы головы, окружающие ушную раковину. Ушные мышцы (точнее, то, что от них осталось) — это классический пример рудиментарных органов. Это и понятно, ведь люди, которые умеют двигать ушами, встречаются довольно редко — куда реже, чем люди, которые бы не имели копчика, аппендикса и т. п. рудиментов. Функции, которые выполняли ушные мышцы у наших предков, вполне понятны: разумеется, они помогали шевелить ушами для того, чтобы лучше слышать приближающегося хищника, соперника, сородичей или добычу.

Схема мышц головы человека, над ушными раковинами видны ушные мышцы / ©Flickr

Пирамидальная мышца живота

Относится к передней группе мышц области живота, однако в сравнении с прямой мышцей имеет очень небольшие размеры, а по внешнему виду напоминает небольшой треугольник из мышечной ткани. Пирамидальная мышца живота – рудимент. Она имеет значение только у сумчатых животных. У многих людей она отсутствует вовсе. У тех же, кто является счастливым обладателем этой мышцы, она натягивает так называемую белую линию живота.

Схема мышц тела человека / ©Flickr

Эпикантус

Этот рудимент характерен только для монголоидной расы (или, например, для африканских бушменов — самого древнего народа на планете, потомками которого, по сути, все мы и являемся) и представляет собой кожную складку верхнего века, которую мы видим при восточном разрезе глаз. К слову, именно благодаря этой складке и создается эффект «узких» монголоидных глаз.

Эпикантус – кожная складка верхнего века / ©Flickr

Причины возникновения эпикантуса точно не известны. Но большинство исследователей склоняются к версии о том, что кожная складка на верхнем веке возникла вследствие природных условий проживания человека — к примеру, в условиях суровых холодов или, напротив, пустынь и жаркого солнца, когда эпикантус призван защищать глаза.

Морганиевы желудочки гортани

Этот орган представляет собой мешковидные углубления, находящиеся между истинными и ложными голосовыми складками по правой и левой сторонам гортани. Они имеют значение для создания так называемой общей резонаторной камеры, то есть резонансного голоса. Видимо, морганиевы желудочки нужны были нашим предкам для того, чтобы создавать серию определенных звуков и защищать гортань.

Схема гортани человека, под номером 5 обозначены морганиевы желудочки гортани / ©Flickr

К рудиментарным органам можно отнести и некоторые другие, кроме того, у представителей определенных рас могут быть свои рудименты, не характерные для других рас. Например, стеатопигия у вышеупомянутых бушменов и родственных им готтентотов — отложение большого количества жира на ягодицах. Запасы жира при этом играют ту же функцию, что и горбы у верблюдов.

Стеатопигия / ©Flickr

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Источник