Поклон тебе в пояснице

Поклоны в православии

Тот, кто регулярно бывает в храме на службе, заметил, что все прихожане кланяются. Конечно, возникает вопрос: зачем придуманы поклоны? Что они означают? Можно ли обойтись без них?

Что такое поклоны

Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.

  1. Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
  2. Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.

Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.

Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.

Что означают поклоны

Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человека выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.

Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.

Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.

Как правильно совершать поклоны

Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.

При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.

Когда правильно совершать поклоны

Во время совершения Божественной Литургии принято класть поклоны во время малого входа, Великого входа, на евхаристическом каноне при возгласе священника «Благодарим Господа», во время пресуществления Святых Даров (три поклона), при выносе Чаши, при возгласе: «всегда, ныне и присно и во веки веков» и при отпусте. Также можно класть поклоны в любой момент, когда потребует душа.

После принятия Святых Таин класть поклоны не принято ради благоговения перед вошедшим в душу Христом. Класть три поклона надо при входе в храм, а также перед выходом из него. Перед тем, как приложиться к иконе, надо положить два поклона до и один после. При благословении священника Евангелием или крестом надо совершить крестное знамение и поклониться. При возгласе: «мир всем», а также: «главы ваша Господеви приклоните», надо поклониться без совершения крестного знамения.

Перед Плащаницей надо положить три земных поклона: два до и один после того, как приложишься. То же самое надо проделать при прикладывании к святым мощам.

Заключение

Но необходимо помнить о том, что православие – это не свод законов. Внутри человека существует всегда свой собственный устав, который иногда не совпадает с установленными правилами. Поэтому если сердце человека просит преклонить колени перед Богом, можно поклониться даже тогда, когда это запрещается уставом.

И особенно не стоит одергивать грубо человека, кладущего земной поклон в неподобающее время, нарушая при этом благоговение и молитвенное настроение человека. Пусть лучше будет попран устав, чем разрушен молитвенный настрой. В этом случае не следует бездумно следовать букве закона, подобно фарисеям и книжникам. Все знают, чем закончилось это слепое соблюдение закона — распятием Христа.

прот. Андрей Ткачев о поклонах в молитве

Источник статьи: https://pravlife.ru/poklony/

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Саранске

Официальный приходской сайт

Поклоны и крестное знамение

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т.е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6).» (Свт. Филарет, митр. Московский.)

Читайте также:  Гимнастика для поясницы в домашних условиях

Положено креститься без поклонов:

В начале пения или чтения «Верую…», «Царю Небесный…», «Единородный Сыне и Слове Божий…».
На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

При входе в храм и при выходе из него (три поклона).
При возгласах: «Приимите, ядите…», «Пиите от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.
При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.
После пения «Честнейшую Херувим…».
Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся…», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…», перед отпустом (три поклона).
На литии (после каждого из первых двух прошений ектений — по три поклона, после двух остальных — по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве…» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
В начале чтения или пения «Сподоби, Господи…» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).
При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.
При пении «Буди имя Господне…» в конце вечерни и Литургии (три поклона).
При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.
После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог…» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).
В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа…», после слов «Тя величаем…».
По окончании пения «Тебе поем…».
После «Достойно есть» или задостойника.
После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.
При возгласе «Святая святым» в будние дни.
При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим…», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
В Великий пост на Литургии Преждеос-вященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».
В Великий пост на Литургии Преждеос-вященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя…» и «Ныне Силы Небесные…» преклоняются до земли.
В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице…» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся…» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).
В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина.
В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).
На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена…», преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве…» преклоняются до земли до окончания молитвы.
Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие…».

Креститься не положено:

Во время чтения Шестопсалмия.
Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т.д.

Не допускаются земные поклоны:

В воскресные дни, в двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

Из «Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви». — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Источник статьи: https://uspeniya-saransk.cerkov.ru/pravila-povedeniya-v-xrame/poklony-i-krestnoe-znamenie/

Источник

Поклоны как духовное упражнение

В этой заметке, друзья, я хочу поговорить о поклонах, в контексте личного, духовного делания, усиления своей духовной жизни, и в частности, о земных или великих поклонах, когда молящийся становится на колени и прикасается головой земли или пола.

Люди в наше время почти перестали кланяться. Даже при прощании, при встрече друг с другом, тем более, при желании попросить за что-то прощения, извиниться. Распространенный ныне стереотип современного преуспевающего человека выражается чаще всего гордо поднятой головой с оскалом бессмысленной улыбки.

Система ценностей, на которую с каждым годом все более ориентируется наше общество, практически не знает смирения, почтения, благоговения, — того, что, собственно, и выражается поклоном. Вообще, поклон воспринимается ныне как знак унижения, слабости. Поклоны просто несовместимы с проповедью культа силы!

И мы видим, как быстро, на глазах, поклоны исчезают из повседневной жизни. Почтительное раскланивание воспринимается как старомодный, отживший обычай. И можно ли удивляться, что и в церкви поклоны постепенно превращаются в «шейное кивание»?

Вспомним догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Читайте также:  Что находится в правом боку над поясницей

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов:

«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе»

Пс.31;9

Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука». Пс.108;24

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно:

«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).

И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах:

«Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление».

Довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу). 

«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться». праведный Иоанн Кронштадтский

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Пс.94;6

Никакая церковная служба не обходится без этого троекратно усиливающегося призыва, идущего еще из ветхозаветных времен.

Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.

Огромное значение поклонам, как духовному лекарству, придавал преподобный Паисий Афонский (Святогорец)

ПОКЛОНЫ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕ ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

– Геронда, у Вас болит тело?– Нет, потому что я занимаюсь… духовной гимнастикой.– То есть как, геронда?

– Поклоны делаю, дорогая! Видишь ли, миряне занимаются шведской гимнастикой, а мы, монахи, делаем поклоны. Миряне с помощью физкультуры делают тело здоровым, а монахи с помощью поклонов делают и тело, и душу ещё здоровее. Бедные миряне не знают, как полезны поклоны не только для здоровья души, но и тела.

Они помогают при суставном ревматизме, прогоняют вялость, убирают живот, успокаивают и придают человеку красивую осанку. Но одновременно дают ему возможность взойти на духовную высоту добродетелей так же легко и без одышки, как он восходил бы на вершины гор.

Поклоны необходимы и молодым и старым, и тому, кто имеет плотскую брань, и тому, кто от неё свободен. Кто имеет крепкое сложение, должен делать больше поклонов, чем человек слабый, так же как сильная машина должна работать больше.

Особенно молодым поклоны помогают обуздать плоть. Поэтому я всегда говорю молодым: «Делайте как можно больше поклонов, и за себя, и за тех, кто болен, за престарелых, которые сами не могут делать поклоны».


Поклоны это молитва, но одновременно это и упражнение, и они приносят пользы больше, чем все другие духовные упражнения. Помимо того, что они помогают запустить наш духовный мотор для молитвы, они приносят и много другой пользы.

Важнее всего, что, делая поклоны, мы поклоняемся Богу и смиренно просим Его милости. Во-вторых, поклонами смиряется необузданная плоть, и наступает покой и плотское бесстрастие. А, в-третьих, они приносят и телесное здоровье, и таким образом человек делается здоровее и душой, и телом.

При выполнении поклонов, нужно соблюдать некоторые правила. Вот что говорит об их исполнении преп.Паисий:

– Геронда, как нужно делать земные поклоны?

– Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике.

Преподобный Паисий, как великий духовный делатель, дает нам совет делать поклоны не только за себя, но и за своих ближних.

– Когда делаешь поклоны, думай о том, что стоишь перед Богом и Ему поклоняешься, и тогда полюбишь поклоны.

Поклоны за себя и своих ближних есть самое главное из всех рукоделий, рукоделие бесконечное, главное, чтобы у человека была ревность и желание потрудиться.

Поклоны потому и называются поклонами; делая их, мы смиряемся и просим прощения у Бога, так же, как, когда прегрешаем перед человеком, делаем ему поклон и говорим: «Благослови». Полезно также, когда мы начинаем делать поклоны, говорить со смирением: «Согрешил, Господи, прости меня».

Обратимся еще к одному афонскому подвижнику, преподобному Порфирию ( Кавсокаливиту):

Ты делаешь поклоны? Сколько? Ну-ка, сделай поклон, я посмотрю.

Я положил один-два поклона.

– Ты неправильно делаешь, – сказал отец Порфирий. Тогда он был уже совершенно слепым, однако его слова прозвучали так, как будто он меня хорошо видел. Затем он позвонил в свой колокольчик и пригласил в келью одного монаха.

– Пожалуйста, – сказал он, – покажи брату, как я научил вас делать поклоны, совершая свое молитвенное правило.

Брат тотчас же стал быстро и ровно класть поклоны. В его поклонах была сила и жизнь.

– Видишь? – спросил меня Старец. – Сначала ты касаешься пола руками, а не коленками. Твое тело движется в воздухе, оставаясь как бы в подвешенном состоянии. Для этого нужны сильные руки.

И еще надо с силой запечатлевать себя крестным знамением. Твердо касайся рукой лба, плеч.

Мы в скиту, когда все вместе совершали в храме свое монашеское правило, то было слышно только, как – жжих-жжих – шелестели наши рясы, одновременно мы с силой осеняли себя крестным знамением.

Ты видел, как крепко мать обнимает своего ребенка? Она это делает с чувством.

Ко Господу мы тоже должны относиться с чувством.

Во время монашеского правила и душа, и тело должны иметь теплое чувство к Богу.

Делай больше земных поклонов, выполняй положеное правило. Поклоны очищают и освящают и тело и душу.

Видите, как в служении Богу участвуют и тело, и душа? Ум и сердце во Христе и тело — во Христе. Делайте поклоны с благоговением и любовью и не считайте их. Лучше сделать десять хороших поклонов, чем много и небрежно, без поклонения и Божественного желания. Делайте, сколько можете, смотря по своему расположению, но пусть поклоны и молитвы не будут ложными. Пусть то, что мы делаем для Бога, не будет формально. Бог хочет, чтобы то, что мы делаем ради Него, было от всей души и от всего сердца, учил отец Порфирий.

Лучше всего положить поклоны прежде чтения вечерних молитв, т. е. поклонами начинать правило. От поклонов тело несколько утомится и согреется, а сердце придет в состояние сокрушения: из такого состояния подвижник усерднее, теплее, внимательнее помолится. Ощутится совсем другой вкус на молитвах, когда они будут читаться после поклонов.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа.

Вменив себе в непременную обязанность при совершении поклонов обильное душевное делание, состоящее из внимательности, неспешности, благоговения, намерения принести Богу покаяние, (человек) усмотрит… какое количество поклонов выносит его телосложение… Святитель Игнатий Брянчанинов

Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони, или как советует преп.Паисий, кулаки, и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон.

Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй».

…Числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему, ибо враг будет подходить, толкуя: будет, уже много молился…

…Поклоны надо класть. Ими подогревать надо сердце, когда оно станет охладевать…

Святитель Феофан Затворник

Итак, дорогие друзья, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и  воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Не оставляй коленопреклонений. Преклонением колен изображается падение в грех, с подразумением в нем и исповедания греха; восстанием же с колен обозначается покаяние, с намеком на обет добродетельной жизни. Каждое коленопреклонение совершай с мысленным призыванием Христа, чтобы, припадая ко Господу душою и телом, Бога душ и телес соделать к себе удобопременительным…

Феолипт, митр. Филадельфийский

Вы можете спросить, зачем это все, неужели Богу нужны наши поклоны?

Читайте также:  Тату на пояснице в старости

Нужны! Потому что нашему Отцу дорого все, что мы делаем искренне и от всего сердца. Ведь это так естественно, когда молится душа, когда чувства переполняют сердце, запечатлеть этот избыток сердца в священном действии, явить этот избыток, дать ему излиться в телесном проявлении, позволить ему воплотиться.

Церковная молитва творится не только умом и сердцем, но и телом. Поклоны – одно из важнейших духовных упражнений. Духовных – несмотря на вполне физическое действие.

Есть время в церковной жизни, когда не положено делать земные поклоны и даже запрещено. Об этом можно прочитать здесь.

О других духовных деланиях, я буду писать в следующих заметках.

в работе над статьей, я использовал материалы из: православие.фм, azbyka.ru, Паисий Святогорец Слова «Том VI. Молитва»

================================================================

Поиск истины, был долгим и драматичным, но в итоге привел меня домой, в Православие. По милости Спасителя, получил теологическое образование, за что Слава Богу!

Подписывайтесь на мой дневник Духовная жизнь неофита в Яндекс.Дзен, ставьте лайки и оставляйте комментарии! Обратная связь- это прекрасно!

Если у Вас есть вопросы или актуальные темы, пишите сюда wk39@yandex.ru, поделюсь, чем смогу, сможем обсудить нашу веру вместе.

Мира и Божьих благословений Вам, и Вашим родным, дорогие друзья!

Источник